Серию вебинаров, посвященных исследовательской и экспериментальной деятельности учащихся 5–9 классов, организуемых ИПОП «Эврика», откроет вебинар, который проведет кандидат педагогических наук, научный руководитель Открытого института «Развивающее образование» Алексей Воронцов. Он расскажет о том, как в рамках федеральных образовательных программ (ФОП) перевести репродуктивное обучение на исследовательские рельсы.
– Последние 15 лет в российском образовании реализуется деятельностный подход, но если в дополнительном образовании удалось достигнуть определенных успехов, то в учебном процессе существенных изменений не произошло. Исключение составляют, пожалуй, только школы развивающего обучения, где мы еще в начале 2000-х в рамках федеральных экспериментальных площадок активно использовали технологии проектно-исследовательской деятельности в основной школе, в том числе на уроках географии.
Сегодня вовлеченность учащихся 5–9 классов массовых школ в обучение минимальна из-за преобладания репродуктивных способов деятельности, когда учитель предлагает задачу, способы ее решения и подводит ребят к тому результату, который должен быть получен в процессе.
Что же касается исследовательских, проектных, творческих, конструкторских видов деятельности, наиболее интересных для подростков, то они практически не применяются на уроках. Если же говорить об исследовательской деятельности, которая стала основной темой наших вебинаров, то здесь педагогу надо научиться представлять учебный материал программы как систему проблемных ситуаций в изучаемом учебном предмете. В свою очередь дети должны будут научиться переформатировать эти проблемы в исследовательскую задачи, выбрать способы их решения, понимая, что и результаты они получат тоже разные. При таком подходе к проектированию содержания учебного материала (через систему исследовательских задач) прежде всего меняется позиция учителя – из носителя и транслятора знаний он превращается в модератора коммуникаций учащихся, направляя их внимание не просто на поиск необходимой информации, а на ее анализ и формулировку выводов. Благодаря решению исследовательских задач, повышается мотивация детей к изучению учебного предмета, тем более что сейчас появилось много компьютерных программ, которые позволяют сравнивать природные и климатические зоны, вычислять соотношение тепла и влаги, составлять карты местности с помощью космических и аэросъемок, заниматься построением пищевых цепей и т.п. В советское время решение подобных задач было доступно лишь участникам олимпиад, а сегодня благодаря высоким технологиям практически любой школьник способен ответить на такие сложные исследовательские вопросы, которые раньше были связаны только с мысленным экспериментом.
Еще один важный инструмент, применяемый в дисциплинах естественно-научного цикла – это полевые практики. Необходимые данные ученики собирают в полях, лесах, а потом обрабатывают их с помощью компьютерных программ, которые позволяют сосредоточиться на анализе, обобщении полученных данных и формулировании выводов.
Хочу подчеркнуть: инструменты, бесспорно важны, но еще важнее пересмотреть программу не с точки зрения изменений учебного материала, включенного в ФОП, а изменить способ его «переупаковки»: превращения тем в проблемы, а проблемы – в задачи. Это креативная цель исследовательского процесса в школах.
Грубейшей ошибкой является убеждение в том, что введение ФОП ограничивает вариативность и творчество. Наоборот, наличие общего учебного материала не исключает возможности менять содержание, способы и технологии его реализации. Даже в СССР разные учителя по-разному преподавали свой предмет, несмотря на общую для всех программу.
На одном из своих вебинаров я покажу, как «переупаковать» некоторые фрагменты ФОП в исследовательские задачи и не только получить результат, требуемый ФГОС, но понять, осмыслить его и преобразовать в практический навык.