Экспертное мнение // Комментарий эксперта

«Это решение Министерства просвещения не поддается никакой логике»


«Это решение Министерства просвещения не поддается никакой логике»
Фото: ostrovskoe.smi44.ru

С 6-й по 8-й классы вместо обществознания предполагается ввести регионоведение. Обществознание школьники начнут изучать только с 9-го класса, по 1 часу в неделю, аналогичная нагрузка предполагается в 10-м классе, программа 11-го класса остается без изменений – 2 часа в неделю.

Никакого рационального объяснения причин этого изменения я не вижу. Более того, с точки зрения здравого смысла это противоречит всей нынешней политике в области образования.

Если мы говорим о воспитании гражданственности, патриотизма и других качеств, то именно в этом смысле уроки обществознания очень важны. Именно в подростковом возрасте (12–14 лет) у детей появляется интерес к социальным явлениям, к тому, как устроено общество, и без курса обществознания они не получат никакой информации по этой теме.

В старшие классы ученики приходят, как правило, с уже сформированным мировоззрением, которое трудно или невозможно изменить. Значит, Министерство просвещения не волнует, какие будут политические, философские, экономические представления детей о жизни в обществе?

Обществознание – это интегрированный курс, который включает четкие и понятные дисциплины: экономику, право, культурологию, основы философии, политологии, социологии.

Эти социальные науки не изучаются ни на уроках истории, ни в рамках «Разговоров о важном», и представлений о том, как устроено общество, дети не получат.

Например, все уголовное право планируют уместить в один урок в 9-м классе, все трудовое право – в один урок в 11-м классе. Раздел «Финансовая грамотность» вообще выпадет (хотя во многих школах он и так не преподается, поскольку нет специалистов).

Возможно, часть учителей приспособится и будет давать знания по обществознанию на уроках истории.

Это приведет к еще большей сегрегации школ, потому что в столичных лицеях и гимназиях удастся решить эту проблему, но в большинстве школ дети не получат никакой информации, и нехватку знаний дети будут вынуждены компенсировать за счет репетиторов, к помощи которых придется обратиться и тем, кто пожелает принять участие в олимпиадах по обществознанию, экономике и праву. Это приведет к еще большему разделению общества на тех, кто в состоянии заплатить за образование детей, и тех, кто такими средствами не располагает.

В Минпросвещения утверждают, что на сдаче ОГЭ по обществознанию это нововведение никак не отразится. Не соглашусь с этой точкой зрения, поскольку столь существенное сокращение часов на изучение предмета не может не сказаться на результатах. В этом случае кодификаторы ОГЭ и ЕГЭ перестроят под новый оптимизированный курс, но тогда и никакого смысла в этом экзамене не будет. В юридические, управленческие, экономические, финансовые вузы придут неподготовленные абитуриенты, что повлечет за собой изменение всех вузовских программ, а первокурсников придется дотягивать до необходимого уровня.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube