Экономика // Комментарий эксперта

Профсоюз «Учитель» предлагает установить базовую ставку учителя на уровне двух МРОТ, то есть 20 640 рублей

С учетом загрузки учителей на уровне 1,36 ставки, базовая часть заработной платы может составить 28 070 рублей.

Профсоюз «Учитель» предлагает установить базовую ставку учителя на уровне двух МРОТ, то есть 20 640 рублей
Фото: facebook.com

Несмотря на то, что с момента вступления в действие «майских указов» Владимира Путина прошло 6 лет, педагоги продолжают высказывать недовольство уровнем оплаты труда. С целью выполнения «майских указов» 2012 года во многих учреждениях произошло сокращение штатов и увеличение нагрузки на оставшихся работников.

Новая система оплаты труда (НСОТ), основанная на принципах «оплаты за результат», из-за бюджетных проблем регионов функционирует в режиме «ручного управления».

Размер финансирования образовательных учреждений непостоянен, школа может не получить даже те деньги, которые ей положены в рамках подушевого финансирования.

В результате размер вознаграждения «за результат» может быть урезан в любой момент.

Введенное в 2008 году подушевое финансирование школ оказалось на практике непрозрачным, что позволяет манипулировать расходами на образование в соответствии с приоритетами региональных властей. В результате заработная плата учителей в разных регионах отличается более чем в четыре раза.

Установленные принципы нормирования рабочего времени и начисления заработных плат из-за нечетких формулировок в законодательных актах не позволяют учителям отстаивать свои права.

Экспертный центр Конфедерации труда России совместно с профсоюзом «Учитель» провели исследование актуальной ситуации с оплатой труда педагогических работников и сформулировали предложения для законодателей и Министерства образования РФ. Реформы необходимы для обеспечения роста удовлетворенности учителей оплатой труда как условия качественного выполнения задач, стоящих перед системой образования.

Систему оплаты труда педагогических работников изменили 1 декабря 2008 года. Согласно модельным методикам, предложенным Министерством образования РФ для применения в школах, стимулирующий фонд может составлять до 40% от всего фонда оплаты труда. Это означает, что только 60% зарплаты учитель получит гарантированно, а стимулирующей части может и не быть вовсе. Профсоюз «Учитель» фиксирует все больше таких случаев.

Другая важная проблема заключается в том, что система оплаты труда учителей напрямую связана с принципом подушевого финансирования школ, введенного одновременно с НСОТ.

В период 2006–2009 гг. численность учеников уменьшилась почти на 2 миллиона

Кроме того, зарплата учителя зависит от дополнительных опций, который учитель согласится на себя взять. А непосредственное ведение уроков, то есть основной вид деятельности учителя, оказывается недооценен, то есть находится ниже МРОТ.

Дело в том, что коэффициенты и размер базового оклада бюджетные образовательные учреждения устанавливают самостоятельно. На уровне региона определяется подушевой норматив. На уровне Федерации в законе «Об образовании» в статье 99 делается оговорка, что фонд заработной платы должен обеспечивать среднюю заработную плату учителя на уровне не ниже средней по региону. Статья сформулирована таким образом, что конкретный учитель не может обратиться в суд, если его заработная плата ниже средней, так как речь идет о средней заработной плате по штату учителей, а не о заработной плате конкретного педагога.

В целом, по РФ доля ФОТ учителей в бюджетных расходах стабильно снижается.

Фонд оплаты труда образовательного учреждения состоит из базовой части (ФОТб) и стимулирующей части (ФОТст). Как уже было сказано выше, рекомендуемый Министерством образования РФ размер стимулирующей части может составлять от 20 до 40 процентов от общего фонда, и эта часть заработной платы не является гарантированной.

С 1 мая 2018 года МРОТ по России составляет 11 163 рубля. В сопоставимых ценах 2016 года — 10 320 рублей. Региональный размер МРОТ, как правило, отличается, например, в Москве он может быть в два раза выше, в регионах — ниже. В расчетах принимается средний по России уровень, что приводит к погрешности итоговой суммы в пределах 10–15%.

Профсоюз «Учитель» предлагает установить базовую ставку на уровне 2 МРОТ, то есть 20 640 рублей. С учетом загрузки учителей на уровне 1,36 ставки, базовая часть заработной платы может быть оценена в 28 070 рублей.

Реализация закона не потребует серьезного увеличения расходов федерального бюджета.

Годовые общие затраты бюджета с учетом общей численности учителей (1 037 758 человек на 2017 год) составят: 205,4 миллиарда рублей в ценах 2016 года.

Это меньше 1% от доходов консолидированного бюджета в 2016 году, 6,6% от всего бюджета на образование и 15% от общего бюджета государственных школ.



Новости





























































Поделиться