Сегодня, 22 февраля 2024 года, Александр Григорьевич Асмолов (АГА, как он сам себя называет) отмечает свое 75-летие в добром здравии, полный сил и энергии, замыслов и идей.
Асмолов лидерствует в Школе антропологии будущего, заведует кафедрой психологии личности в МГУ, занимает десяток научных, образовательных, корпоративных позиций. Его энергия не только не истончается, наоборот – голос Асмолова всё мощнее и тверже.
Гражданский лидер
Наряду с колоссальной научной нагрузкой, Александр Асмолов – один из лидеров гражданского общества России. Даже если бы Асмолов не был академиком, доктором наук, автором десятка научных книг и лидером научной психологии, самым авторитетным спикером на научной конференции любого масштаба, даже если бы не все это к его слову все равно прислушивались бы сотни тысяч здравомыслящих людей. Конечно, колоссальная эрудиция помогает ему быть более убедительным, но совесть и честность убедительнее эрудиции.
Под «знающего» можно сыграть, а вот отсутствие совести, цинизм и душевное торгашество не спрячешь, поэтому Асмолов всегда убедительнее своих оппонентов.
В моей оптике Александр Асмолов – совесть во плоти, олицетворение достоинства человека, праведник духа.
При том, что Асмолов никогда не призывает к борьбе или конфронтации. Всем известно, что академик Асмолов – сторонник и последовательный проповедник толерантности, в любой конфликтной ситуации он ищет «метавыход», пытается примирить стороны и найти общее решение.
Но бывали в его жизни моменты, когда примирение невозможно и тогда он «выходил из игры», точнее выходил из тех правил, по которым велась игра и начинал свою, по своим правилам. Он ушел из правительства в 1998 г., из-за несогласия с наметившейся консервативной тенденцией образовательной политики. В знак несогласия с тем, как проходила экспертиза учебников в Российской академии образования в 2014 г., академик Асмолов вышел из президиума академии.
А это уже 2022 г.: «Вчера, 5 марта, я проинформировал коллег по СПЧ о выходе из состава совета, считаю дальнейшее пребывание в совете абсолютно бессмысленным, наши голоса не слышат».
Это его стиль: сделать все, чтобы быть услышанным, дойти до края, но когда приходит убеждение, что усилия, которые на этом конкретном месте – бесполезны, расстаться с креслом. Подавляющее большинство функционеров держатся за свои места, с легкостью меняя точку зрения, убеждения, позиции… Асмолов может лишиться кресла, должности, но остаться верным своим убеждениям.
… Некоторым везет: они рождаются в «хорошей семье», растут в разнообразной среде, насыщенной событиями и интересными людьми. Но часто ли так бывает, что такое везение обогащает человека и порождает в нем творческие силы, благородные порывы, воодушевляет на мужественные поступки?
Я часто размышляю над тем, как влияют на нас события, свидетелями или участниками которых мы становимся помимо своей воли. И почему одни – становясь невольными участниками происходящего, берут из этого «случая» максимум для своего развития, а другие – просто записывают это себе в актив для похвальбы или повышения самооценки.
То же самое происходит со встречами со значительными людьми, с которым судьба нас сводит. Для одних – это мощный источник идей, замыслов, вдохновения. Для других – актив полезных знакомств, о котором можно упомянуть для выгоды.
И мне стало интересным описать только два места силы на карте жизни Александр Асмолова, карте становления его личности.
Красная Пахра, поселок «Советский писатель»
В 1961 году старшая сестра Саши Асмолова Наталья (родилась в 1933 г.) вышла замуж за известного советского писателя Владимира Тендрякова. Сам АГА считает, что этот поворот судьбы сильно повлиял на его мировоззрение и интеллектуальное становление. Подросток Саша Асмолов попал круг общения жителей поселка «Советский писатель», и взял из этого жизненного шанса «по максимуму». Юноше удалось общаться (цитирую по «Психологической газете»): «…с Беллой Ахмадулиной, Юрием Трифоновым, Владимиром Войновичем, Эльдаром Рязановым, Орестом Верейским, Зиновием Гердом, Михаилом Матусовским, Камилом Икрамовым, Вениамином Смеховым, Андреем и Сергеем Капицей». От встречи даже с одним из этих великих людей можно было напитаться вдохновением на всю жизнь! Но это еще не все. Именно в красной Пахре, АГА встретился еще с одним гением, которого назовет своим учителем в психологии – Алексеем Николаевичем Леонтьевым. И в это времени прорывается еще одна часть подростка Саши Асмолова, он становится поэтом. Стихи навсегда станут частью его жизни. А тогда, в 1964 он пишет:
«Темнота. Дома. Подъезд.
В нас с тобой вселился бес.
Вышли.
Та же дата.
Тот же год.
Только мир
Уже не тот!».
Красна Пахра для АГА стала космодромом, запустившим ракету Асмолова в «мир миров», как она любит говорить. Но ступени этой ракеты не отваливаются. И в свои 75 – АГА все еще подросток, поэт и мрачный меланхолик, как он сам про себя пишет:
«Во мне живут четыре беса.
Один – мечтательный поэт,
Которого не знает пресса.
Другой – забывчивый повеса,
Ушедшей ночи ищет след.
А третий – мрачный меланхолик,
Рожденный словно для забот.
Четвертый – я! Как он устроен,
Пока никто не разберет».
Государева служба СССР-РСФСР-РФ
Обычно, люди приходят на службу в министерство, но как бы засыхают, замораживаются, застывают. Все их душевные порывы слабнут, творческие замыслы постепенно гаснут, и вместо человека формируется серое подобие личности. Но АГА умудрился превратить свое чиновничье кресло в место силы.
Началось все с 1988 г., когда председатель Гособразования СССР Г.А. Ягодин пригласил АГА стать главным психологом и советником председателя Гособразования СССР. Головокружительная карьера, учитывая что это еще 1988 год – Советский Союз уже шатается, но все структуры функционируют, 6-ю статью Конституции о руководящей роли КПСС никто и не думает отменять. Но при поддержке Г.Н. Ягодина уже работает ВНИК «Школа», под руководством будущего министра образования Эдуарда Днепрова, и основной силой образовательной политики в СССР является «Учительская газета», во главе с Владимиром Матвеевым и Симоном Соловейчиком. Уже вышел манифест «Педагогика сотрудничества». Именно в это время у АГА формируется четкая установка образовательной политики: «От культуры полезности – к культуре достоинства». И когда Э. Днепров становится министром АГА идет к нему заместителем, и работает в министерстве (уже при других министрах) до 1998 г.
Основным, с моей точки зрения, достижениям АГА на этом месте стал институциональный разворот от унификации к многообразию. Или как тогда говорили «к вариативности» в образовании.
Будучи чиновником АГА занимался широким кругом задач: учебники, одаренные дети, школьная политика, школьные психологи и многое другое. Я хочу выделить момент, который считаю поворотным не только в биографии АГА, но и в отечественной образовательной политике. Поворот, который мог стать системным, а стал, к сожалению мнимым. Но урок этого поворота сегодня мне кажется самым ценным среди множества других уроков.
…12 июня 1991 г. Борис Ельцин стал избранным Президентом РСФСР, тогда еще в составе СССР.
В рамках предвыборной кампании, «образовательное лобби» активно продвигало тезис о том, что первым указом должен был быть указ, посвященный образованию.
Переговорщиком выступал Эдуард Днепров, он «доставал» Ельцина как мог и где мог, в меру своих возможностей. Ему готовили материалы для этих микродокладов так называемые «брехунцы» на языке чиновников. Днепров убеждал Ельцина и его окружение, что в основе указа будут результаты работы ВНИК «Школа», подготовленные и принятые Всесоюзным съездом работников народного образования (июнь-декабрь в 1989 г.): Концепция общего среднего образования, новый экономический механизм средней общеобразовательной школы, материалы по сельской школе. А. Асмолов, уже имеющий опыт работы с руководством страны, находил формулировки, чтобы понятно и убедительно донести тему образования до сознания ставшего президентом Ельцина. Одному Богу известно, как это получилось, но в результате 11 июля 1991 г. появился Указ Президента РСФСР № 1 «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР».
Почему я решил включить в юбилейный текст, посвященный 75-летию Александра Асмолова, эпизод с указом № 1 «Об образовании»? В контексте службы АГА на посту чиновника это был как бы экватор, линия перехода от службы советской власти к службе демократическому государству. И Ельцинский указ №1 был маршрутом дрейфа советской школы, (напомню, что по данным ЮНЕСКО, Россия к середине 90-х годов по качеству образования занимала 13-е место в последней, третьей группе слаборазвитых стран) с ее авторитаризмом, унификацией, тотальной централизацией и подчинениям интересов личности интересам государства, к другим берегам. К школе развития личности, к педагогике сотрудничества, индивидуализации, школе самореализации каждого ученика и свободного отрочества учителя. Этот маршрут включал в себя:
- подчинение органов государственного управления образованием и наукой непосредственно Президенту РСФСР;
- освобождении учреждений, предприятий и организаций системы образования от всех видов налогов, сборов и пошлин;
- введение гарантированных государством нормативов на обучение и содержание одного учащегося,
- доведение размеров средних ставок и должностных окладов учителей и других педагогических работников до уровня не ниже средней заработной платы в промышленности РСФСР, а профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений - в два раза превышающего уровень средней заработной платы в промышленности РСФСР;
- направление ежегодно за рубеж для обучения, стажировки, повышения квалификации не менее 10 тысяч учащихся, аспирантов, преподавателей и научно-педагогических работников.
Авторы проекта закладывали приоритетность образования среди прочих сфер жизни, институциональные условия развития системы образования, финансовый норматив, ресурс для оплаты труда учителей.
Нам всем тогда казалось, что если государство приняло решение – значит, жизнь точно изменится. И это довольно странно, учитывая, что все, кто был причастен к переменам 90-х, еще вчера жили по правилам советской власти, а точнее – коммунистической партии, которая только и делала, что обещала светлое будущее.
Поэтому влияния образовательного сообщества тогда хватило на принятие указа № 1 и потом Закона «Об образовании» (1992 г.), но отношение власти к образованию как к центральной сфере, основной сфере жизни людей, сформировать не удалось.
Мы, к сожалению, не очень тогда понимали значимость «приводных ремней» – механизмов исполнения базовых решений, изменения бюрократических процедур, способа согласований решения образовательных проблем со «смежниками». Нам не хватало квалификации в образовательном праве, институциональной экономике, а главное – переподготовке управленцев, воспитания новой плеяды чиновников.
Мы не смогли тогда отстоять автономность, самоценность, приоритетность образования. Из-за неподготовленности так и не избавились от «позиции снизу», так и остались подчиненными экономистам, бухгалтерам, производственникам, силовикам, всем без исключения представителям сфер госуправления.
Указ остался невыполненным, как и многие положения Закона «Об образовании».
А основные критические и самые болезненные проблемы образования остаются все теми же: низкие зарплаты учителей, разбалансированность системы образования, низкое качество преподавания, особенно по естественнонаучному блоку, бюрократическое давление на учителей, низкий уровень индивидуализации развития, унификация вместо вариативности.
Будущее зовет
Тем временем закончился цикл образовательной политики, который начался с реформы 1984 г. и продолжался примерно до конца 2010-х годов. Мы стоим на пороге нового глобального этапа развития образования, связанного с изменениями во всех сферах жизни: экономике, технологии, климате, демографии, политике, социальных процессах.
Юбилеи великих людей не бывают случайными. Судьба помечает вехи жизни, расставляет знаки и шлет весточку: новый поворот.
Я думаю, что жизненное задание Александра Асмолова еще не выполнено.
А возможно, это задание только начнет проявляться и выполняться в ближайшее время.
Мы были не готовы к своей миссии в 80-х – 90-х, по своим установкам, ценностям, преставлениям о нормах, мы были еще там – в прошлом. И сорок лет несли это прошлое, пытаясь поднять школу на такую высоту, на какой она не стояла и стоять не могла в этом самом прошлом. Теперь у нас есть лидер, которому суждено заглянуть в будущее, который прожил это будущее и увидел его, как он сам говорит «преадаптивно».
Будущее зовет:
– АГА! – говорит будущее, и снова повторяет это «АГА!»
Будущее зовет и надеется.