Иди в театр! // Статья

Ася Князева: «Мы не просто зрители, которые смотрят представление, а участники всего, что происходит в мире: от нас зависит то, что происходит вокруг»


Ася Князева: «Мы не просто зрители, которые смотрят представление, а участники всего, что происходит в мире: от нас  зависит то, что происходит вокруг»

«Вахтанговский практикум» – это коллектив молодых артистов, который был создан 4 года назад из выпускников театрального института имени Щукина. В труппе – 12 артистов, средний возраст которых не превышает 30 лет. У них пока нет своего постоянного здания – выступления проходят на разных площадках, в том числе на сцене «Школы драматического искусства» и в Новом манеже. В репертуаре театра – 4 спектакля, и все они очень разные и по жанру, и по тематике.

Это зажигательная «Чепуха» – «концерт для взрослых и уставших людей» (так значится в программке к спектаклю), поставленный по произведениям и переводам Самуила Маршака; «Дневник писателя» по одноименному произведению Федора Достоевского; «Мама, я блогер» по пьесе современного драматурга Александры Стрижевской, и одна из последних премьер – «Хвала котам, или приношение почтеннейшей публике», в основе которой - два произведения немецких писателей XVIII века – Людвига Тика и Эрнста Теодора Амадея Гофмана. Кажется, поставить и сыграть такие сложные спектакли силами 12-ти актеров – задача невыполнимая, но, оказывается, молодым талантам подвластно если не всё, то очень многое.

Посмотрев все 4 спектакля этого молодежного коллектива, я убедилась в том, что его немногочисленные артисты виртуозно владеют даром перевоплощения (например, в спектакле «Дневник писателя» каждый из них исполняет несколько совершенно разных ролей), а в спектаклях «Чепуха» и «Хвала котам» демонстрируют чудеса разных жанров театрального искусства – от вокала и художественного чтения литературных текстов до феерических танцев и клоунады.

Для всех спектаклей, включая философский и социальный по своему содержанию «Дневник писателя», характерна какая-то особая, захватывающая динамика действия и яркие краски в костюмах, декорациях и, конечно, в актерской игре – всегда очень искренней и требующей полной отдачи от исполнителей. О том, как малыми силами удается добиться больших успехов, о поисках «своего» зрителя и своего лица в искусстве рассказывает режиссер и художественный руководитель «Вахтанговского практикума» Ася Князева.


Сцена из спектакля «Чепуха» по произведениям и переводам Маршака

– Какими критериями Вы руководствуетесь при отборе спектаклей для репертуара?

– Здесь играют роль несколько факторов. Например, первая наша постановка «Мама, я блогер» возникла из желания обратиться именно к современной драме, и я целенаправленно искала именно такой материал для нашего молодого коллектива. То есть здесь на первый план вышел критерий актуальности. И я нашла пьесу Александры Стрижевской, которая как раз вошла в топ-лист театрального биеннале. Что касается Достоевского, то мне давно хотелось поработать с творчеством этого автора, и я выбрала именно «Дневник писателя». Мне хотелось найти ответы в его «Дневнике» на те вопросы, которые волнуют не только меня, но и многих из нас: Может ли человек прожить без греха? Когда в сознании ребенка впервые появляется желание обмануть, сделать больно и почему? Что вернее : быть справедливым или милосердным?

– И Вы не побоялись взяться за инсценировку публицистического произведения, которое до этого никто в театре не ставил?

– А это еще один критерий, по которому мы формируем наш репертуар: я всегда стараюсь искать те произведения, которые редко или фактически никогда не ставились в театре. Это такой вызов самим себе: а сможем ли мы преодолеть эту высокую планку? Кроме того, мы молодой коллектив, и мы прекрасно понимаем, что театральный зритель, выбирая, куда ему вечером пойти, если он захочет посмотреть Грибоедова или Шекспира, скорее всего, отправится в известный театр. Это значит, что мы должны предложить ему необычный репертуар, который он нигде не увидит. Именно поэтому мы сами обращаемся к зрителю, мы ищем своего зрителя, мы призываем его все время к диалогу.

Мы не боимся экспериментировать: я считаю, что на сцене можно поставить любой материал и сделать это так, что он привлечет зрителей разного возраста и с разными интересами.

Вообще, по статистике всего 5% населения ходят в театры. Но это не значит, что остальные - необразованные и бездуховные. Может, их встреча с театром еще не состоялась или принесла разочарование. Мы и такого зрителя стремимся привлечь и на него возлагаем надежды. Может, он придет к нам, и наш спектакль ему понравится и запомнится, и ему захочется еще и еще раз прийти в театр.

– Ваш спектакль «Хвала котам» по пьесам Людвига Тика и Эрнста Гофмана как раз посвящен отношениям драматурга, актеров и зрителей, которые вступают не просто в спор, а порой в острый конфликт друг с другом. Может ли быть эта тема интересна широкой публике?

– В этом случае нас волновала проблема театрального искусства, для которого сегодня наступило тяжелое время.

Театр, который можно сравнить с зеркалом жизни, пока не находит своего места в этом турбулентном мире, не понимая, что именно ему отражать. И наш театр тоже ищет свое место в искусстве.

То есть здесь мы намеренно, может быть, эгоистично обратились к самим себе и стали размышлять о тех проблемах, которые волнуют театр, современных зрителей, стремились сыграть эти сложные взаимоотношения. И представили это в форме комедии, карнавала, буффонады, отчасти сказочных, отчасти драматических моментов. Это позволило нам говорить на серьезную тему легко, весело, искрометно, приближая современного зрителя к пониманию классиков немецкого романтизма начала XIХ века – Людвигу Тику и Эрнсту Гофману. Надо сказать, что эти авторы тоже писали в эпоху безвременья, пытаясь в свою очередь найти ответы на волнующие их вопросы. К этим же текстам обращался и Всеволод Мейерхольд и ставил спектакли в жанре буффонады, издавал журнал «Любовь к трём апельсинам», поскольку испытывал интерес к творчеству Карла Гоцци. Александр Блок создал свой знаменитый «Балаганчик» в период эстетических поисков в 1906 году, и в этой пьесе действуют классические персонажи итальянского театра масок.

То есть это безусловный диалог культур, разных эпох, разных людей. И мне кажется, что театр, вообще искусство, часто обращается к самоанализу в эпоху перемен.

Сцена из спектакля «Хвала котам»

– Какое послание вы хотели донести до зрителя этим спектаклем?

– Мы хотели сказать людям, что мир, в котором мы живем, очень хрупкий. И люди, которые нас окружают, тоже очень хрупкие. С одной стороны, нам кажется, что мы во всём и всегда правы, но иногда эта правота может очень сильно ранить другого человека. Поэтому очень важно стараться быть внимательнее, милосерднее к людям и помнить о том, что мы не просто зрители, которые смотрят представление, а потом судят о нем, а участники всего, что происходит в мире, мы отвечаем за судьбы других людей, с которыми мы связаны. Иными словами, от нас зависит то, что происходит вокруг.

Луиджи Пиранделло, у которого есть пьеса «Шесть персонажей в поисках автора», тоже посвященная теме природы творчества, говорил: «Нам только кажется, что мы понимаем друг друга, на самом деле нам никогда не договориться».

Сцена из спектакля «Хвала котам»

– В этом смысле спектакль «Мама, я блогер» – отчасти продолжение этой темы взаимного непонимания, но уже в аспекте разобщенности «отцов и детей» – в данном случае матери (Инста-мамы) и ее дочери Зои, которая сопротивляется этой жизни напоказ и на продажу. Хотя, конечно, прежде всего, это пьеса о том, как блогеры превращаются в рабов вымышленных образов, которые они сами создают ради хайпа, привлечения подписчиков и монетизации; о том, как они превращают собственных детей в бизнес-проект, приносящий доход. Причем в ход идут любые способы вплоть до того, что мама-блогер заставляет свою дочь-подростка рекламировать бюстгальтеры, за что девочка подвергается буллингу и насмешкам со стороны одноклассников и своего парня. Если согласиться с Гоголем в том, что театр – это кафедра, то чему этот спектакль должен научить зрителей?

– Этот спектакль – размышление на тему души человеческой и несовпадения внешнего и внутреннего, о том, что жизнь-картинка часто не соответствует реальной жизни. Человек видит в соцсетях эту красивую картинку, сравнивает ее со своей жизнью, и ему кажется, что он неудачник, лузер.

В погоне за этим внешним, безусловно, мы забываем о внутреннем. Причем так серьезно забываем, что иногда не замечаем боли и тревоги друзей, детей, родителей.

И, конечно, вторая тема, которая здесь заложена, пришла к нам из античных трагедий: за грехи родителей отвечают их дети.

По сути, мы повторяем какие-то циклы. И это очень важно помнить. Все наши поступки, ошибки и промахи так или иначе отразятся потом на судьбах наших детей.

Сцена из спектакля «Мама, я блогер»

– Наверное, главным потрясением от этого спектакля для меня лично стало то, что Зоя, жестко осуждавшая свою мать за этот лживый блогерский образ жизни и боровшаяся против навязывания ей участия в рекламных акциях, вдруг в финале спектакля сама становится блогером, который выставляет напоказ жизнь своего, только что появившегося на свет ребенка. И теперь ее ребенок превращается в очередной бизнес-проект. Несмотря на то, что она его так искренне ждала и любила еще до рождения…

– Да, в пьесе показана тайна рождения, ожидание ребенка, как чуда. К сожалению, Зоя повторяет путь своей матери, как бы она не отрицала это и не боролась против ее влияния. Ей же мать не дала никакого другого инструмента справляться с жизнью. Только вот такой. Отец в ее воспитании фактически не участвовал, поэтому и другого примера у нее перед глазами не было. Но есть еще один герой спектакля – это Ангел, который к Зое иногда приходит и пытается спасти в самых трудных ситуациях. Он не похож на классического ангела, он некрасивый, но это потому, что в мире бездушных манекенов ангел теряет свой свет, свою красоту. Но, возможно, он олицетворяет ту надежду, которая умирает последней.

Сцена из спектакля «Мама, я блогер»

В статье использованы фотографии Светланы Рубцовой

Справка

Ася Князева родилась 4 февраля 1991 года.

Дочь народного артиста РФ Евгения Князева и доктора искусствоведения Елены Дунаевой.

В 2013 году окончила продюсерский факультет ГИТИСа. Училась в L’Accademia dei Filodrammatici («Академия Филодрамматичи», Милан). В 2019 году окончила режиссерский факультет Театрального института имени Б.В. Щукина. Ее режиссерским дебютом на сцене театра им. Вахтангова стал спектакль «Волшебный театр Андерсена» (Симоновская сцена, 2020 г.).

Также в ее творческом портфолио: документальный спектакль «С художника спросится» к 100-летию Театра им. Евгения Вахтангова (Симоновская сцена, 2021 г.) и «Остров рабов» по пьесе П. Мариво в Электротеатре «Станиславский».

В 2020 году с выпускниками Щукинского института (курс имени Владимира Поглазова) создала театр-студию «Вахтанговский практикум».


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube