Образовательная политика // Тема дня

Школам и вузам все труднее конкурировать с колледжами


Школам и вузам все труднее конкурировать с колледжами
Фото: mos.ru

Почему целевое обучение переживает кризис? К чему привело упразднение ПТУ? Какие подводные рифы таит СПО и что следует учитывать поступающим в колледж? На эти и другие вопросы отвечает заслуженный профессор НИУ ВШЭ Ирина Абанкина, с которой мы продолжаем разговор о реформе высшего образования после выхода из Болонской системы. Предыдущие статьи на эту тему читайте здесь и здесь.

Вузы прирастают колледжами

– Сейчас происходит характерное для России расслоение третичного (по международной классификации) послешкольного образования на, условно говоря, «верхний» и «нижний» сегменты. К первому относятся пятилетнее и шестилетнее базовое высшее образование, ко второму – четырехлетний бакалавриат и СПО, между которыми конкуренция увеличивается с каждым годом. Будет ли усиливаться эта тенденция в ближайшее время?

– Очевидно, вузы отчасти теряют платный прием на короткие программы бакалавриата из-за того, что люди переориентировались на СПО, где объем платного образования растёт за счет гибких практико-ориентированных, более дешевых программ, дающих возможность выпускникам быстро выйти на рынок труда.

Правительство Москвы установило верхнюю планку оплаты за год обучения в государственном колледже – 130 тысяч рублей в год за исключением некоторых специальностей (например, архитектуры). Аналогичные программы в вузах стоят значительно дороже – отсюда выбор семей в пользу СПО, причем и после 9-го, и после 11-го класса.

Более того, все больше университетов открывают обучение по программам СПО: благодаря конкурсам на престижные и востребованные специальности (например, в сфере IT) у них есть возможность принимать ребят с высоким средним баллом аттестата (4,8–5). СПО в вузах финансируется за счет федерального бюджета, поэтому и нормативы там выше, чем в региональных колледжах, а значит, и оборудование более современное, и преподавательский состав сильнее. То есть в вузах происходит смещение части бакалаврских программ в сторону СПО.

При этом я хочу подчеркнуть, что программы СПО бывают двух типов – первые ориентированы на подготовку квалифицированных рабочих, вторые – на специалистов среднего звена. Конечно, колледжи при вузах обучают специалистов среднего звена (информационные технологии, банковское дело, педагоги начальных классов), по рабочим специальностям они не готовят, и вообще по таким программам обучается в среднем не более 10–12% от общего числа студентов сферы СПО. В Москве этот показатель достигает 25% за счет создания рабочих мест на высокотехнологичных предприятиях, достойной зарплаты и организации целевого приема.

– Есть ли возможность у выпускников университетских колледжей продолжить образование в этом же вузе по совмещенным программам и на каких условиях это можно сделать?

Конечно, вузы заинтересованы в создании интегрированных образовательных маршрутов, чтобы дать возможность ребятам, заканчивающим программы СПО, продолжить обучение в вузе по этой же специальности. Вузы вправе сегодня организовать в своём формате вступительные испытания по аналогии с ЕГЭ. Но и ЕГЭ меняется. И здесь, я думаю, самое разумное – предоставить больше автономии университетам в формировании таких образовательных треков от СПО к высшему в случае совпадения по направлениям подготовки или по специальностям. Вероятно, в этой сфере возможны определенные законодательные изменения.

Подводные рифы СПО

– Что следует учитывать выбирающим сферу СПО? Насколько полноценное среднее общее образование получат здесь выпускники 9-х классов?

– Следует учитывать, что некоторые колледжи даже не выдают аттестата о среднем общем образовании, а дают только диплом о среднем профессиональном образовании. Дело в том, что не у всех колледжей есть лицензия на получение среднего общего образования, но там, где она имеется, обычно программу 10–11-х классов осваивают в первый год обучения. Поэтому с точки зрения образовательного фундамента ценность СПО не так велика. Заканчивая колледж, ребята имеют, скорее, профессиональные навыки. В то же время возможности продолжения образования и профессионального развития стали шире и разнообразнее за счет курсов и корпораций.

– Каковы ограничения по трудоустройству выпускников колледжей, имеющих только диплом об окончании СПО?

– Трудоустроиться с дипломом о среднем профессиональном образовании можно по очень широкому спектру направлений. Если мы говорим о квалифицированных рабочих, сегодня это широкий сегмент не только в машиностроении, ЖКХ, транспорте, но даже и в социальной сфере, и в сервисной экономике. Другое дело, что многие колледжи, которые готовят специалистов именно среднего звена, как правило, имеют лицензию на среднее общее образование. Частным колледжам нередко трудно получить такую лицензию. Что касается колледжей, программы которых финансируются из регионального бюджета, то они зачастую находятся под жёстким давлением бюджетных ограничений. Поэтому поиск возможностей экономии заставляет многие регионы финансировать только программы, связанные с профессиональной подготовкой, поскольку нормативов на общее образование уже не хватает. Так что отсутствие диплома о полном среднем образовании – это, скорее, некоторое ограничение для дальнейшего обучения в вузе, чем сложности в трудоустройстве. При этом хочу подчеркнуть, что вуз обязан организовать для выпускников СПО свои вступительные испытания в формате ЕГЭ и принять с учетом соответствующих результатов и диплома о среднем профессиональном образовании.

Так что сегмент СПО у нас и качественно изменился, и стал привлекательным для очень значительной доли семей. В целом до 50% семей выбирают этот трек как необходимость выхода на рынок труда для самого абитуриента. И работодателем эти специалисты тоже востребованы.

Троечники остались без социальных гарантий

– Почему бы не выделить больше бюджетных мест на систему СПО, раз она настолько популярна?

– В основном бюджетные места выделяются на те направления подготовки, которые приоритетны для экономики данного региона, но если у абитуриентов другие предпочтения (например, туризм или креативная индустрия), или они не набрали баллов на интересующие их специальности, то семьям приходится платить. Их выбор становится их зоной ответственности.

– Далеко не всегда СПО является результатом свободного выбора семьи. Зачастую школы таким образом избавляются от слабых учащихся, выталкивая их в колледжи, и в то же время теряют отличников и хорошистов, которые, как уже говорилось выше, отдают предпочтение университетским колледжам. В некоторых регионах из-за этого уже затрудняется набор в старшие классы. Как вы оцениваете такое явление?

– Сегодня действительно вопросы набора в старшую школу существенно обострились, и здесь разворачивается конкуренция между школой и СПО, а выигрывают в этой борьбе те, у кого программы интереснее, преподаватели более квалифицированные и оборудование современное.

Школы тоже хотели бы сохранить сильных учеников, поэтому при приеме в старшие классы они учитывают результаты ОГЭ. Слабые ученики, сдавшие выпускные экзамены в 9-х классах на низкие баллы, создают рискованную ситуацию для школ, поскольку ставят под угрозу их рейтинг и репутацию.

Как бы мы школы за это не осуждали, но факт остается фактом. Поэтому троечники оказываются в невыгодной ситуации: им и в колледжи не поступить на бюджетные места из-за высоких конкурсов, и семьи не готовы за них платить, и в 10-й класс их могут не принять, а если примут, то они рискуют не сдать ЕГЭ по двум обязательным дисциплинам – математике и русскому языку. А это означает, что они получат справку вместо аттестата, без которого их не примут в колледж после 11-го класса. С упразднением начального профессионального образования (ПТУ) возник некий замкнутый круг, когда ниши для ребят с низкими образовательными результатами практически не осталось, тем более что в отношении подростков после 15 лет заканчиваются обязательства государства по продолжению их образования, и ответственность перекладывается на семьи. Главы субъектов РФ и руководители образовательных организаций ориентированы на показатели эффективности, а не на выполнение социальной миссии. Такая проблема отмечается даже в богатых регионах, и решать ее придется в ближайшее время, в том числе, вероятно, за счет пересмотра критериев школьных рейтингов.

Подготовка учителей в СПО: латание дыр или разумное решение?

– Насколько, по вашему мнению, целесообразно решение Минпросвещения о подготовке учителей для 5-9-х классов в колледжах?

– В определённом смысле совершенно правильное решение. Потому что эта сфера испытывает самый большой дефицит кадров.

У нас сеть университетов, ведущих подготовку педагогов с высшим образованием, расположена в столицах и крупных городах, и выпускники таких вузов не идут работать ни в сельские школы, ни в школы малых городов. Они предпочитают трудоустройство в сервисной экономике – там, где есть спрос и платят деньги.

Поэтому популярность педагогического образования, о чем мы говорили с вами в прошлой статье, обусловлена, к сожалению, не желанием работать с детьми, а стремлением получить профессиональные навыки в клиентоориентированных сферах деятельности. В отличие от вузов, сеть педагогических колледжей размещена как раз не только в крупных, но и в малых городах, и выпускники, как правило, остаются работать там же. Пусть не навсегда, но на какое-то время, и уже потом после этого смогут продолжить образование в вузе, если это потребуется. Но то, что благодаря этому мы сможем преодолеть дефицит кадров именно учителей-предметников – это очень важно.

– Не получится ли это латание дыр за счет не самых квалифицированных специалистов?

– Не соглашусь. Мы же студентам 4–5-х курсов педвузов разрешили работать учителями-предметниками. А чем они лучше, чем выпускники колледжей? Современный учитель всегда может опереться на широкую базу электронных ресурсов, на помощь учителей-наставников, имеющих большой опыт работы, и в этом направлении делается очень много.

Целевое обучение : причины кризиса

– Может, имеет смысл увеличить прием на целевое обучение в педвузах, предполагающее трехсторонний договор между работодателем, вузом и студентом с обязательной отработкой по окончании учебы?

– Выпускники при желании найдут лазейки для обхода этих обязательств или заплатят штрафы за отказ от работы. Вообще эта система сейчас испытывает серьезный кризис, целевые места не заполняются, ребята не справляются с программой, особенно в медицинских вузах.

Ректоры в растерянности, потому что учить отстающих они не вправе, а в случае отчисления надо возвращать деньги работодателям, и эту финансовую нагрузку вузы стараются переложить на семьи.

А они к этому не готовы, потому что выбрали целевое обучение из-за того, что оно бесплатное. В договоре мелким шрифтом прописаны штрафные санкции, на которые семьи зачастую не обращают внимания. Складывается патовая ситуация, но она изначально прогнозировалась как рискованная.

– Обязательств работать по специальности Конституция не накладывает, и получается, что договор о целевом обучении входит в противоречие с Основным законом страны?

Обязательная отработка по специальности и по Конституции, и по закону об образовании не предусмотрена, если речь идёт о высшем образовании, полученном на конкурсной основе. Целевое обучение получают на внеконкурсной основе по договору между будущим работодателем, вузом и семьёй. Это договорные отношения за пределами конституционных гарантий. Слабое место этой системы, на мой взгляд, заключается именно в том, что абитуриенты конкурсных процедур не проходят. Отсюда и начинаются все перечисленные выше проблемы.

Об итогах и перспективах

Давайте подведем итоги: какова ситуация в высшем образовании и что нас ждет в ближайшем будущем? Возможно ли возвращение вузов в Болонскую систему?

В настоящее время у нас складывается многоуровневая система профессионального образования. В ее состав входит СПО, которая готовит и квалифицированных рабочих, и специалистов среднего звена, и система высшего образования, которая даёт возможность после колледжа продолжить образование по выбранной специальности – возможно, не сразу, а когда наступает потребность в углублении знаний или переходе на новую карьерную ступень. Высшее образование разное по длительности, достаточно гибкое, объединяющее как короткие – четрыхлетние, так и более длинные – пяти-шестилетние программы. И, безусловно, эти программы соответствуют требованиям рынка труда и позволяют построить успешную профессиональную карьеру. При необходимости углубления компетенций, полученных на базовом уровне, предлагается специализированный уровень – магистратура продолжительностью один-два года. При этом мы говорим, что, видимо, законодательно будут отрегулированы направления подготовки, по которым можно продолжить образование в магистратуре. Третий уровень – аспирантура/ординатура/адъюнктура – позволяет готовить специалистов, которые будут заняты в сфере науки и высоких технологий, и кадры для пополнения профессорско-преподавательского состава. Эту преемственность взаимосвязанной системы профессионального образования, возможность разных треков, которые сегодня дают путь непрерывного повышения своей квалификации и соответствия требованиям рынка труда, я считаю одним из серьёзных достоинств, которые поставлены во главу угла при разработке новой системы.

Что касается Болонской системы, то я бы говорила не о возвращении в нее, а о соблюдении определенных принципов, связанных с мобильностью, с правом формирования индивидуальной образовательной программы, признанием микростепеней. Необходима и международная сопоставимость дипломов по уровням образования, по квалификационным рамкам, которые формируют рынок труда. Это становится необходимым на фоне развития сотрудничества, например, со странами Африки, как показал недавно прошедший форум в Санкт-Петербурге. В целом важно ориентироваться на мировые достижения в области подготовки кадров, прежде всего в сфере искусственного интеллекта.

В статье использованы фотографии из Интернета.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube