Образовательная политика // Тема дня

​Ирина Абанкина: «Качество подготовки зависит от содержания программ, а не от их продолжительности»


​Ирина Абанкина: «Качество подготовки зависит от содержания программ, а не от их продолжительности»
Фото: mixstuff.ru

В предыдущей публикации заслуженный профессор НИУ ВШЭ Ирина Абанкина рассказала о последствиях выхода российских вузов из Болонской системы, в этой статье поговорим о реформе высшего образования.

Век живи – век учись

– 12 мая нынешнего года Президент подписал указ о пилотном проекте по реформе высшего образования в РФ,который пройдет в 2023–2024 и 2025–2026 учебных годах в шести российских вузах. Какие изменения нас ждут в связи с этим?

– Высшее образование теперь будет дифференцировано по уровням. Первый уровень образования- так называемое базовое высшее образование, объединяющее бакалавриат и специалитет, продолжительность которого заявлена от 4 до 6 лет. Второй уровень, получивший название «специализированный»- это магистратура, и сроки обучения здесь тоже будут более гибкими – от 1 до 2-х лет. Да, мы уходим от жёсткого регулирования сроков, как и предусмотрено Болонской системой, несмотря на то, что мы объявили о выходе из нее.

Теперь продолжительность определяется внутренними задачами образовательной системы и соответствует тем критериям качества, которые подтверждаются международной общественно-профессиональной экспертизой. Так что в этом смысле какие-то элементы Болонской системы мы, несомненно, сохраняем.

Поступить в магистратуру теперь могут не только выпускники бакалавриата, но и специалитета, который, как упоминалось выше,уже относится к первому базовому уровню. До сих пор это было невозможно по той причине, что специалитет был приравнен ко второму уровню высшего образования. После окончания специалитета обучение в магистратуре как раз может быть сокращено до 1 года. Если говорить о задаче специализированного уровня (магистратуры), то она заключается не только в том, чтобы углублять компетенции по своему предыдущему направлению подготовки в бакалавриате или в специалитете, но и в получении смежной или даже совсем другой, неродственной специальности. Конечно, есть желание со стороны тех, кто проводит государственную политику в этой сфере, ограничить получение специализированного образования только смежными, родственными направлениями подготовки. Например, гуманитарии не смогут претендовать на обучение в магистратуре по инженерным специальностям.

Однако, если на уровне магистратуры всё-таки хотят получить управленческие компетенции, вряд ли законодатели поставят здесь какие-то заслоны. Тем более что одним из механизмов, повышающих привлекательность магистратуры, становятся профстандарты, которые предписывают обязательное получение такого уровня образования для многих специалистов, например, для руководителей образовательной организации.

В некоторых случаях я считаю такое требование излишним – скажем, для заведующей детским садом.

Я уверена, что получить компетенции в сфере управления образовательной организацией можно, обучаясь по программам профессиональной переподготовки. Так что есть смысл пересмотреть профессиональные стандарты,согласовав их с новой системой высшего образования.В противном случае на организации могут быть наложены штрафные санкции из-за их невыполнения.

Аспирантура: будущее в тумане?

– Итак, первый уровень – базовый, второй – магистратура, а третий уровень – профессиональный – это аспирантура. Как вы оцениваете перспективы ее развития?

– Аспирантура пользуется спросом, однако есть одна существенная проблема: начиная с 2022 года,для выпускников аспирантуры отменили диплом, свидетельствующий об окончании этого уровня, и если человек не защитил кандидатскую диссертацию, то подтвердить факт своего обучения в аспирантуре он не сможет. Видимо, принимавшие такое решение хотели простимулировать аспирантов защищать диссертации, поскольку эффективность этого уровня традиционно оценивалась по количеству защитившихся. Сейчас их доля составляет не менее 50% в течение трех лет после окончания аспирантуры. (для сравнения: в советские времена этот показатель составлял около 22%). Но так как у нас достаточно короткие сроки обучения в аспирантуре (3–4 года) и очень высокие требования с точки зрения публикаций научных результатов и достижений, наверное, эту цифру – 50% защитивших кандидатскую в течение трех лет после окончания аспирантуры – можно считать вполне приемлемой. Подчеркну, что наш кандидатский уровень аспирантуры максимально близок именно к направлениям, связанным с PHD, то есть к докторской степени по международной классификации. И, соответственно, там обучение от 4 до 5 лет, а вовсе не 3–4 года, как у нас.

-–Если не восстановят диплом по окончании аспирантуры как уровня образования, и только защита останется подтверждением,как это принято сейчас, не сократится ли число желающих поступить на этот уровень образования?

– Достаточно трудно это предсказать. Все зависит от того, где будут востребованы кандидаты наук, как будет оплачиваться их труд. Сегодня для доцентов или профессоров требуются учёные степени. Будет это как-то пересматриваться или нет, пока неизвестно.

Но в любом случае те,кто продолжает образование в аспирантуре за счет бюджета,могут претендовать на общежитие на очень льготных условиях, что чрезвычайно важно для иногородних. Благодаря этому им удается продолжить и образование, и научную карьеру в крупных городах, в ведущих научных центрах. Не стоит забывать и о таком существенном факторе, как отсрочка от призыва на время обучения в аспирантуре. Собственно, она действует на всех уровнях образования – от колледжа и вуза до аспирантуры.

Когда количество не переходит в качество

– Продолжительность обучения на базовом уровне теперь колеблется в диапазоне от 4 до 6 лет. На Ваш взгляд, каким срокам будет отдаваться предпочтение-минимальным или максимальным?

– Специалитет, конечно, будет расширяться, потому что в этом, прежде всего, заинтересованы вузы, получающие бюджетное финансирование, и чем длиннее образовательные программы, тем для них это выгоднее. Вырастет заинтересованность вузов в магистратуре и аспирантуре, и не только с целью получения финансирования, но главным образом для того, чтобы мотивировать своих преподавателей к продвижению в карьере, к ведению научной работы, получению ученых степеней и званий.

Для абитуриентов и их семей, как показывает практика последних лет, выгоднее короткие программы обучения, особенно если за них надо платить. Исключение составляют специальности, связанные с высокотехнологичными отраслями, с медициной, естественнонаучными направлениями, требующими более глубокого образования. В этом случае родители готовые платить и за более длинные программы, если дети проявляют интерес и способности.

Если же речь идет о поступлении на бюджет, то, в принципе, это не имеет решающего значения для семей. Ведь на весь период обучения студенту предоставляется общежитие, а, начиная с 3 курса, многие начинают подрабатывать, тем самым снижая материальную нагрузку на семьи.

Если говорить о работодателях, то для них продолжительность обучения принципиальной роли не играет, гораздо важнее соответствие выпускника их требованиям.Поэтому речь идёт о партнёрстве вузов с предприятиями и бизнес-структурами, о базовых кафедрах, о создании центров оценки профессиональных компетенций внутри предприятий. И очень многие предприятия, конечно, разворачивают свои программы доучивания и переподготовки- то, что называется корпоративным сегментом высшего образования. Этот сегмент активно развивается, компании в него вкладываются, инвестируют, поэтому они не будут противниками увеличения или сокращения сроков обучения.

Вообще, привязка к срокам обучения – это очень формальный подход. Почему-то речь не идет ни о содержании программы, ни о качестве получаемых компетенций, ни о требованиях к квалификации, а просто о длительности программы. Искусственное растягивание программ на пять-шесть лет вместо четырех не означает, что выпускник получит новые качества, необходимые рынку труда.

– С недавних пор в некоторых вузах начали набирать популярность короткие программы обучения по системе 2+2+2 с возможностью поменять специализацию или направление подготовки. Но для этого необходимо установить так называемые микростепени, сертифицирующие получение специальности на каждом коротком двухгодичном уровне. Будет ли решаться эта проблема?

– Для решения этой проблемы необходимо признание рынка труда, которое не состоится без хорошо организованной системы взаимного согласования требований к качеству, то есть профессиональной экспертизы. Формирование доверия – процесс очень длительный.

В следующей статье мы поговорим с Ириной Абанкиной о преимуществах и подводных рифах СПО, о кризисе целевого обучения и подготовке учителей в колледжах.

Материалы по теме:


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube