На итоговом семинаре в Институте образования НИУ ВШЭ, традиционно посвященном памяти педагога и ученого Анатолия Пинского, обсуждалась тема «Как искусственный интеллект меняет разные аспекты образования?»
От управления автомобилем до управления миром?
В своем выступлении заведующий лабораторией цифровой трансформации образования Института образования НИУ ВШЭ Иван Карлов отметил, что тематика искусственного интеллекта вошла в повестку в связи с появлением генеративных текстовых моделей. Но в действительности сам по себе феномен искусственного интеллекта значительно шире, поскольку представляет большое количество систем с разной интеллектуальной силой.
Во-первых, это системы с так называемым слабым искусственным интеллектом, используемые для прикладных решений, включая переводы, управление автомобилем, рекомендательные сервисы, которые уже давно и плотно вошли в нашу жизнь. Во-вторых, это более мощные системы, как минимум сопоставимые с человеком, со всеми его достижениями и ошибками. Яркий пример – ChatGPT. И, наконец, третий уровень – так называемый сверхсильный искусственный интеллект, который оперирует всем объёмом данных, доступных человечеству, и пока можно говорить о некоторых перспективах его развития, которые пугают очень многих людей.
Недавно компания McKinseу опубликовала доклад «Экономический потенциал генеративного искусственного интеллекта». В нем перечислены новые факторы и возможности, которые генеративный искусственный интеллект даст экономике в ближайшей перспективе. Это и значительный рост мирового ВВП, и повышение качества обслуживания клиентов в сфере продаж, и развитие персонализации товаров и услуг, и ускорение разработки программного обеспечения, поскольку генеративный искусственный интеллект позволяет писать код, тем самым освобождая трудозатраты программистов. И, конечно, это сокращение времени исследований и проектирования прежде всего в таких областях, как инжиниринг и производство лекарств.
В докладе содержатся интересные сведения о том, как генеративный искусственный интеллект может состязаться с людьми в тех навыках и способностях, которые принято причислять к универсальным компетентностям (коммуникации, креативность, логическое рассуждение и решение проблем, создание текста, социально-эмоциональные навыки).
Выводы оказались как очевидными, так и неожиданными: конечно, нейросеть может нарисовать картину или сочинить симфоническую музыку, или даже написать роман (это было доступно ещё до появления ChatGPT), но вот критическое мышление или решение логических задач, или социальные взаимодействия – это, конечно, исключительно человеческая черта.
Однако заведующий Лабораторией проектирования содержания образования Института образования НИУ ВШЭ, руководитель магистрального направления «Новые компетенции в образовании» Тарас Пащенко опроверг некоторые данные доклада. Дело в том, что ситуация меняется очень быстро, и если еще совсем недавно ChatGPT плохо решал логические задачи, то спустя некоторое время его модернизированная четвертая версия отлично с ними справилась. Каждая новая модель значительно лучше предыдущей, и это свидетельствует о том, что совершенствованию нейросетей нет предела.
Преимущества и риски
Какие возможности предоставляет искусственный интеллект в области, связанной с универсальными компетенциями и в целом с образовательными результатами?
Прежде всего, по мнению Тараса Пащенко, это, конечно, освобождение учителя от рутинных задач. ChatGPT способен придумывать проверочные задания, рисовать презентации, разрабатывать учебные материалы. И есть надежда, что новые алгоритмы приведут к настоящей, а не имитационной персонализации обучения.
Кроме того, как считает Тарас Пащенко, ChatGPT способен сформировать критическое мышление, если его использовать как продвинутый бот для обучения через дискуссию.
«Обучение через дискуссию – это один из основных способов развития критического мышления согласно многочисленным исследованиям», – подчеркнул ученый.
В то же время он перечислил риски, связанные с применением ИИ в системе образования. Прежде всего они кроются в отношении учителей к этому техническому новшеству.
Около 50% респондентов, по данным некоторых опросов, считают, что искусственный интеллект будет плохо влиять на образование.
«Это говорит о том, что учителя, директора школ, те люди, которые работают в формальном образовании, возможно, переживают по поводу того, как это заставит их меняться. При этом мы понимаем, что может увеличиться разрыв между условно классическими и условно современными преподавателями. Мы понимаем также, что искусственный интеллект может привести к увеличению доли имитационных процессов в обучении, потому что уже сейчас ChatGPT умеет создавать такие тексты, которые пока сложно распознать как искусственные», – отметил Тарас Пащенко.
Участники дискуссии также назвали в числе рисков вопросы этики при использовании персональных данных и других сведений, которые относятся к безопасности, но ведь такая проблема существует и сейчас. Но основную опасность многие видят в использовании искусственного интеллекта для оценивания образовательных результатов без учёта надёжности, валидности выводов, качества инструментов измерения.
Перемены неизбежны
Если сейчас мы говорим об ИКТ-грамотности, то скоро на первый план выйдет грамотность в области искусственного интеллекта, и учителям потребуется повышение квалификации, новое методическое обеспечение, новые педагогические подходы, потому что традиционные формы обучения несовместимы с искусственным интеллектом.
В то же время ученые не предлагают ломать все до основания и начинать «с чистого листа». Например, большие перспективы у проектного обучения, не потеряют своей актуальности, а, наоборот, станут еще более востребованными критическое мышление и другие универсальные компетенции, формирование которых можно интегрировать в школьную программу за счет междисциплинарного подхода.
Среди участников дискуссий были педагоги и, как выяснилось, не все они боятся предстоящих перемен, а они неизбежны в связи с развитием нейросетей.
«Если честно, я вообще не боюсь внедрения искусственного интеллекта, – сказала Наталья Власова, учитель московской школы № 109. – На днях я написала программу, которую с меня требовали, за час, плюс составила ещё несколько тестов с помощью искусственного интеллекта. Я не боюсь, мне удобно».
Однако она предостерегла от чрезмерного увлечения искусственным интеллектом и подчинения ему всего учебного процесса, как это порой происходит с информатизацией. Например, детям предлагается выполнять цифровые домашние задания по физкультуре вместо реальных и полезных для здоровья физических упражнений. В то же время Наталья Власова считает, что нейросети и умные виртуальные роботы помогут детям в профессиональном самоопределении.
Общий вывод по итогам обсуждения можно сформулировать так: без сомнения, несмотря на все риски, новая технология позволяет объединять знания множества специалистов и выдаёт потрясающие результаты. Не случайно, по результатам опроса, который в этом году был проведён среди 12 тысяч участников Всемирного экономического форума в Давосе, искусственный интеллект был признан самой важной стратегической технологией. Но при всех своих преимуществах он никогда не заменит человека в таких сферах, как опера, балет, другие виды искусства. Вообще вне конкуренции останутся люди, владеющие профессиями, которые не поддаются технологизации. Как считают ученые, перспективы развития нейросетей, искусственного интеллекта будут связаны в первую очередь с повышением производительности в тех областях, где цена ошибки небольшая.
Продолжение темы читайте в интервью и.о. проректора МГПУ Руслана Сулейманова и в тексте научного руководителя Института проблем образовательной политики «Эврика» Александра Адамского.