BIG DATA // Комментарий эксперта

«В средней и долгосрочной перспективе нейросеть, безусловно, не заменит учителя, но поможет снизить его нагрузку»


«В средней и долгосрочной перспективе нейросеть, безусловно, не заменит учителя, но поможет снизить его нагрузку»
Фото: celes.club

Искусственный интеллект – это реальность или несбыточная мечта, помощник педагога или его конкурент? Какие подводные рифы таят в себе нейросети и почему без них нельзя обойтись в будущем? Что такое «умные аудитории» и как измерить индекс вовлеченности студентов? Об этом интервью с и.о. проректором МГПУ Русланом Сулеймановым.

– Насколько, по вашему мнению, реальны перспективы внедрения искусственного интеллекта в школах и вообще в системе образования? Каковы риски и преимущества такого нововведения?

– Говорить следует не о перспективах, а о реальном применении искусственного интеллекта в образовании. Например, в школах он часто используется в качестве помощника для решения рутинных задач, хотя многие продолжают игнорировать современные технологии, предпочитая действовать по старинке.

В настоящее время инструменты вроде ChatGPT выступают скорее помощниками человека и без прямого участия со стороны пользователя не могут самостоятельно генерировать продукты, подходящие для использования в учебном процессе.

В этом случае применение искусственного интеллекта будет только во благо, за исключением тех случаев, когда он используется для нечестного выполнения заданий. Поэтому, на мой взгляд, в образовательных организациях нужно уделить внимание именно нормативному регулированию использования подобных систем, но запрещать их непродуктивно: это не приведёт ни к чему хорошему.

– На днях в МГПУ состоялась защита выпускных квалификационных работ по программе магистратуры «Образовательная медиадеятельность», где было представлено несколько проектов, так или иначе связанных с искусственным интеллектом. Например, «Телеграм-бот как средство взаимодействия искусственного интеллекта с обучающимися при подготовке к ОГЭ». Можно ли считать телеграм-бот частью искусственного интеллекта?

– Безусловно да, если он автоматизированно отвечает на те или иные запросы. Но тут нужно разбираться, как действительно устроен конкретный сервис. Он может использовать стандартные программные алгоритмы без нейронных сетей, ориентируясь на семантический анализ текста просто по ключевым словам, либо содержать какую-то языковую модель по аналогии с ChatGPT, и тогда это уже интеллектуальная система несколько иного уровня.

– Как используется искусственный интеллект в МГПУ?

– У нас есть ряд систем, работающих при помощи искусственного интеллекта. С одной стороны, это системы аналитические и предсказательные. То есть на основе того массива информации, который у нас есть о студентах, о процессах внутри университета, такие системы могут делать аналитические выводы либо строить прогноз, например, об успеваемости обучающихся.

Благодаря сервису прогнозирования успеваемости различные институты университета получают информацию о студентах с различными образовательными результатами. И в случае, если искусственный интеллект видит затруднения в учебе у конкретного студента, он сообщает об этом преподавателям, которые в дальнейшем могут выстраивать на этой основе индивидуальную работу.

Это сокращает время на выявление тех студентов, которым нужно помочь в первую очередь. Кроме того, у нас есть экспериментальный проект по развёртыванию «умных аудиторий», которые при помощи анализа видеопотока с камер могут замерить, например, эмоциональный фон в аудитории или узнать вовлечённость студентов в образовательный процесс.

Для создания таких систем мы не просто брали какие-то готовые модели искусственного интеллекта, а самостоятельно, в том числе при участии психологов обучали нашу нейронную сеть определять и выявлять вовлечённых и невовлечённых студентов на занятии. Подобные сервисы дают обратную связь для администрации университета, а в ближайшем будущем позволят строить подробную аналитику по преподавателям. Например, выявлять наиболее эффективные педагогические практики.

– Нейросеть – это образовательный инструмент или новая образовательная среда?

– На сегодняшний день рассматривать искусственный интеллект в качестве инструмента уже неактуально. Скорее это образовательная среда, дающая разнообразные возможности, преимущества которых мы пока даже не способны оценить. Но, конечно, следует учитывать и риски, которые в связи с этим возникают. В их числе – не всегда правомерное использование искусственного интеллекта, когда речь идет о генерировании текстов курсовых или дипломных работ. Многие эксперты отмечают, что в случае, если у каждого человека в кармане есть какое-то устройство, которое сразу ему может сгенерировать готовое эссе, это будет снижать мотивацию к обучению, к образовательной активности, потому что искусственный интеллект сделает за них всё быстрее.

– Сегодня большинство пользователей, в том числе в системе образования, рассматривают искусственный интеллект как помощника в своей деятельности, а как может измениться эта роль в будущем?

– А если заглянуть дальше, то мы можем прийти к ситуации, когда искусственный интеллект станет некоторой отдельной сущностью, способной самостоятельно подстроиться под каждого ученика и взаимодействовать с ним. Мне кажется, все именно к этому идёт, поэтому очень хочется посмотреть, что получится в результате.

– В контексте таких прогнозов насколько обосновано опасение, что искусственный интеллект заменит учителя и вытеснит его из школы?

– На мой взгляд, опасение необоснованное, потому что сфера образования всё-таки сильно завязана на общении людей, на межличностных взаимоотношениях. Однако отдельные функции, такие как генерация индивидуальных заданий, могут быть переданы искусственному интеллекту. Поэтому, с моей точки зрения, в средней и долгосрочной перспективе нейросеть, безусловно, не заменит учителя, но поможет снизить его нагрузку и автоматизировать некоторые виды его деятельности.

Записала Ольга Дашковская


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube