Качество образования // Статья

Закрой учебник, открой город


Закрой учебник, открой город
Фото: onbog.com

Такое методическое пособие выпустили сотрудники лаборатории социокультурных образовательных практик МГПУ, которые предлагают выделить образовательную урбанистику как новое направление в педагогике, направленное на оценку городских объектов и создание на их основе образовательных проектов.

Результаты своей работы ученые представили на очередном открытом семинаре НИУ ВШЭ.

Не конкуренты, а партнеры

Как рассказала заведующая лабораторией социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ Екатерина Асонова, идея открыть новое направление принадлежала ректору МГПУ Игорю Реморенко, и первоначальный замысел был простой: описывать ресурсы городской среды – библиотеки, музеи, театры, которые можно использовать в образовании. И первая трудность, с которой столкнулись специалисты, заключалась в том, что все эти разнообразные ресурсы не поддаются каталогизации, поскольку развиваются очень динамично и быстро меняются. В то же время учителей интересовали конкретные списки мест, которые можно посетить вместе с учениками.

Тогда ученые пошли другим путем и разработали шкалу педагогической оценки интерактивных городских программ и практик.

«Мы предложили универсальные инструменты оценки для всех городов, независимо от их уникальных особенностей. У педагога должен быть инструмент, с помощью которого он может обследовать любой образовательный объект, в каком бы городе он ни находился», – подчеркнула Екатерина Асонова.


Студенты МГПУ занялись исследованием городских объектов, позже к этой работе подключились школьники и учителя. Сотрудники лаборатории социокультурных образовательных практик разработали методическое пособие «Закрой учебник, открой город», опубликовали несколько статей в научных журналах по материалам своих исследований.

А в 2017 году открылась Школа образовательной урбанистики (ШОУ), организующая публичные семинары и лекции, курсы повышения квалификации и магистерскую программу для учителей и других специалистов, работающих в образовании. Благодаря деятельности Школы образовательной урбанистики ученым удалось привлечь к сотрудничеству коллег из самых разных сфер деятельности – музеев, библиотек, НКО, бизнеса, неформальных учительских сообществ. Надо отметить, что это сотрудничество на первом этапе складывалось не просто и не гладко.

«Когда мы только начинали эту работу, часто музейные педагоги видели в нас конкурентов либо людей, желающих оценивать их работу. Но мы не были ни теми ни другими. И постепенно за несколько лет мы смогли убедить людей, что мы хотим работать вместе, что мы не соперничаем, а, наоборот, знакомя педагогов с тем, как работает музей, объясняя музейщикам, как работает школа, способствуем их сближению и, соответственно, лучшему качеству результата», – рассказала ведущий научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ Анастасия Россинская.

Причем это взаимодействие не ограничивалось рамками Москвы, но расширилось за счет партнерства с зарубежными и российскими специалистами из других регионов – Уфы, Казани, Светлогорска, Сысерти (Свердловская область), которые обменивались идеями, знакомились с мировым опытом в области образовательной урбанистики, обсуждали вопросы привлечения инвестиций.

Как рассказал специалист образовательной программы Indiana University School of Education in Indianapolis, преподаватель Дирекции образовательных программ МГПУ Максим Буланов, особенно тесное сотрудничество сложилось с представителями Сысерти, где совместными усилиями удалось создать команду из числа местных активистов – музейных работников, педагогов, экскурсоводов, которые стали кураторами городских проектов.

Счастливые подростки, которые исследуют город, и бабушки как культурные агенты

Школа образовательной урбанистики проводит большую работу в Москве, ориентируясь на запросы различных городских организаций. Например, по заказу Дома культуры ГЭС-2 был реализован проект «Балет на тротуаре», задача которого заключалась в том, чтобы погрузить подростков в исследование городской среды, по результатам которого можно было бы организовать их досуг. Школьники должны были определить, какие места они считают комфортными в городе, что они вкладывают в понятие «мое место», и наоборот, какие локации вызывают у них отторжение.

Благодаря исследованиям сотрудников лаборатории им удалось опровергнуть миф о «несчастных подростках, потерянных в городе». Наоборот, как выяснилось в ходе социологических опросов, многие из них очень активны и каждый по-своему выстраивает свои коммуникации с городом.

Как рассказала социолог, ведущий научный сотрудник МГПУ Любовь Борусяк, можно выделить разные стратегии коммуникации подростков с городом и разные задачи, которые они перед собой ставят, изучая окружающую среду. Например, есть ребята, увлечённые экологией, наблюдающие за лесопарком, возле которого они живут. Есть те, кто интересуется архитектурой, а еще можно выделить группу, воспринимающую город чисто эмоционально – на цвет, вкус и запах. Существует большая категория подростков, которые рассматривают город как образовательный ресурс.

Поскольку это были качественные, а не количественные исследования, то ученые не ставили цель определять какие-то процентные соотношения.

По мнению Любови Борусяк, в качестве культурных агентов, формирующих у детей осмысленную коммуникацию с городом, могут выступать не только учителя, но и бабушки или родители, которые водят детей по местам своего детства, и это надолго закрепляется в эмоциональной памяти человека.

Выйти за пределы школы и открыть целый мир

И все же одним из главных направлений деятельности Школы образовательной урбанистики стало обучение педагогов. По мнению Анастасии Россинской, «в педагогическом образовании практически отсутствует видение и понимание города, оно по-прежнему сосредоточено в основном на работе в классе». Единственный выход за пределы школы – это проектная деятельность, которая побуждает подростков и учителей исследовать город, его культурную и экологическую среду. Начиналось все с курсов повышения квалификации на самые разные темы, включая методику оценивания интерактивных, социокультурных, образовательных практик, сопровождение городских проектов школьников, различные технологии использования библиотек, музеев, театров и других учреждений в образовательной деятельности.

В то же время специалисты чувствовали некоторую ограниченность этой формы обучения, поскольку приходили на неё в основном школьные учителя, тогда как суть образовательной урбанистики в том, чтобы объединить представителей трёх основных форм образования – формального, неформального и информального. В двух последних ученые видели наибольший потенциал. Так возник замысел разработать программу магистратуры «Педагог – исследователь городской среды», которая привлекла не только учителей-предметников из разных школ и городов, но и архитекторов, лидеров сообществ, креативных директоров и даже многодетных мам.

Программа включала, с одной стороны, дисциплины, посвященные собственно изучению города, в том числе введение в урбанистику, городскую антропологию, инфраструктуру мегаполиса, городской сторителлинг, с другой стороны – социологические исследования города методами педагогики и искусства, зарубежные педагогические исследования городской среды, цифровые ресурсы, которые связаны с городом. При этом магистранты не занимаются академическими исследованиями, а в основном выполняют прикладные работы, отражающие их конкретный практический опыт.

Важным разделом магистерской программы является ее психологическая составляющая, связанная с восприятием городской среды и взаимодействием с ней, а также с формированием эмоционального интеллекта.

Кроме того, предусмотрено изучение нормативно-правовой основы деятельности педагога в городской образовательной инфраструктуре. И, конечно, особое внимание уделяется развитию компетенций городского учителя: различные подходы к проектной деятельности, педагогическая оценка городских ресурсов, методика создания собственных учебных курсов. Магистрантов знакомят с уже существующими краеведческими, экскурсионными, культурными городскими проектами, проводят встречи с их организаторами, социологами и театральными педагогами.

От музеев и театров – до лавочек и урн, от «мягких» навыков – до развития гуманности

«Все это позволяет действительно смотреть на город с очень разных сторон и таким образом видеть в нём ещё больше ценностей и возможностей, которые затем реализуются в направлении педагогической оценки городской среды», – отметила Екатерина Россинская. Причем она подчеркнула, что речь идет не только о высоких материях (музеи, театры, памятники), но и о простых повседневных вещах – таких, например, как наличие и состояние лавочек и урн в городе.

Педагогам и другим специалистам, работающим в сфере урбанистики, необходимо «заземлить» полученные ими знания и умения к своему конкретному, локальному контексту.

Благодаря такому разнообразию дисциплин и подходов каждый студент может найти свою оптику и тоже обогатить образовательную урбанистику. В качестве примера можно привести темы выпускных квалификационных работ, которые будут защищаться в этом году. Школьные учителя разрабатывают не только традиционные проекты, связанные с их предметом, но и методические рекомендации по изучению городской среды учащимися с расстройством аутистического спектра, уделяют внимание формированию «мягких» навыков.

Специалисты из других сфер деятельности замахиваются на более амбициозные проекты – такие, например, как «Игровые маршруты по городу для развития гуманности у младших школьников» или «Детская организация как городское сообщество». Некоторые магистранты создают свои сайты для общения, обмена опытом, взаимного консультирования, и это тоже важный результат их обучения.

Также читайте материалы по этой теме:

Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube