Культура // Интервью

Проект «Культура.Думать!»: как сделать так, чтобы подростки пошли в музей сами?


Проект «Культура.Думать!»: как сделать так, чтобы подростки пошли в музей сами?
Фото: insp.mgpu.ru

В марте этого года стартовал совместный проект Московского городского педагогического университета и Музеев Москвы «Культура. Думать!», рассчитанный на старшеклассников. В основе проекта – образовательные события в музеях, которые становятся поводом для рефлексии и поиска ответов на актуальные вопросы. Уже состоялось пять таких образовательных событий: в Еврейском музее и Центре толерантности, Музее предпринимателей, меценатов и благотворителей; Доме-музее Марины Цветаевой; Мемориальном музее А.Н. Скрябина и в Государственном музее Востока. О том, как появился замысел этого проекта, в чем заключаются его новаторство и особенности, а также каковы его перспективы, мы беседуем с соавторами этой инициативы: заведующей лабораторией оценки профессиональных компетенций и развития взрослых НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ Анастасией Белолуцкой и старшим научным сотрудником лаборатории Иваном Гринько.

Основной индикатор – вовлеченность

– В Москве работают сотни музеев, многие из которых активно сотрудничают с системой образования, действуют такие проекты, как «Учебный день в музее» и олимпиада «Музеи. Парки. Усадьбы». Почему вы решили создать новый образовательный проект на музейную тему, причем именно для подростков старшего возраста?

Анастасия Белолуцкая: – Все началось с исследования, которое мы провели в этом году среди старших и младших подростков – учащихся 9–10-х и 5–6-х классов столичных школ. Мы анкетировали 500 респондентов, задав им вопросы о том, как часто они посещают музеи, с группой или самостоятельно. И результат оказался неутешительным: подростки в музеи не ходят, несмотря на льготы в виде «Пушкинской карты» или карты «Москвёнок». Таким образом, музеев в Москве сотни, их развивающий потенциал огромен, но используется он процентов на 10–15. Главный индикатор эффективности культурных мероприятий – вовлеченность подростков в самостоятельное посещение музеев, а вовлеченность – очень низкая.

Анастасия Белолуцкая

Если вы посмотрите, посещают ли подростки музеи сами, вы увидите, что их там практически нет. Есть организованные школьные группы, которые там собрали, привели, потом увели. Это не приводит к тому, что подростки потом сами начинают туда ходить, как правило, так редко происходит. Вопрос: почему не прививается интерес?

А я как психолог берусь утверждать, что, если вовлечённость низкая, то в деле развития личности не используется этот ресурс приобщения к культуре, и то, что они послушали или увидели в музее, осталось лежать мёртвым грузом.

Причина в том, что форматы работы как со стороны музейных работников, так и со стороны педагогов школ, которые организуют эти культпоходы, категорически не подходят для подросткового возраста. Подростковый возраст – это тот самый возраст, когда нужно заниматься рассуждением, осмыслением, рефлексией и так далее. А ребятам предлагают фронтальные формы работы – лекции, экскурсии, рассчитанные на пассивное восприятие. Держать внимание современных подростков больше семи минут не удается, дальше они погружаются в гаджеты. Либо это мастер-классы в музеях, но они всё-таки платные и не всем доступны.

Иван Гринько: – За последние 10–15 лет музеи во всём мире движутся в сторону посетителя, в том числе взрослого, которому, также как и подростку, тяжело работать в этой фронтальной форме без возможности высказать своё мнение и применить полученные знания к своему личному опыту и так далее. Поэтому развивается концепция brain-friend-museum – музея, который способствует развитию когнитивной деятельности и заставляет думать. Даже не заставляет, а мотивирует к размышлениям, к саморазвитию, к поиску. Так что на формировании нашего проекта отразилась не только локальная ситуация, но и глобальные тренды, которые характерны для музеев мира.

Иван Гринько

Исследование вместо экскурсии

– Как написано в концепции вашего проекта, одна из его основных задач – это развитие творческого мышления, навыков сотрудничества и командной работы. Это те самые ключевые компетенции, которые поставлены во главу угла современного образования. За счёт каких средств можно сформировать эти компетенции во время посещения музея? Поделитесь своими ноу-хау.

И.Г.: – Идея создать некий учебный продукт на базе музеев и для развития ключевых компетенций возникла на основе нашего исследования, в ходе которого мы опрашивали работодателей из сферы креативных индустрий, каких качеств не хватает их сотрудникам, чтобы работать более эффективно и содержательно. И как раз перечисленные навыки (креативность, коммуникация, кооперация) попали в топ-лист практически у всех наших респондентов. Кроме того, в современных музеях зачастую не хватает проблематизации, поэтому мы решили, что наш проект может стать своеобразной испытательной площадкой не только для апробации новых форм взаимодействия с посетителями, но и для интерпретации и актуализации наследия. А что касается каких-то новинок, то перед нами стояла задача сделать модельное событие, то есть инструмент, который в принципе могут использовать музейные работники и учителя с обычной квалификацией. И поэтому никаких фантастических ноу-хау мы не использовали. Мы просто проанализировали, собрали опыт, уже накопленный педагогикой, и просто применили диалоговые и дискуссионные методы работы, которые могут быть использованы и музеями, и школами для достижения поставленных целей.

А.Б.: – Поясню на конкретных примерах, как это происходит на практике. Допустим, есть Музей космонавтики, главная тема которого – космос. А есть проблема, которую интересно обсуждать в связи с экспозицией. Условно говоря, очень малое количество людей может долго обсуждать скафандры, для этого надо быть специалистом. А вот вопрос о том, какая мотивация может двигать человечеством для дальнейшего освоения космоса или других новых сфер, не связанных с прямой материальной выгодой – это может быть интересно для широкого круга.

Руководствуясь этим принципом в своём проекте, мы отказались от традиционных форматов и лекций. Мы не приходим в музей на 40 минут или на час, а планируем посещение на длительное время – на три часа, и дети знакомятся с экспозицией, но только не в форме экскурсии, а в форме исследования. Для каждого музея мы выстраивали новую структуру события, исходя из темы и специфики конкретной музейной площадки. Например, участники делятся на команды, перед каждой из которых ставятся свои исследовательские вопросы. Эти команды формируются из учеников разных школ, часто не знакомых между собой, но теперь их связывают общие задачи. Потом мы с детьми обсуждаем выводы, к которым они пришли, изучив экспозицию как кейс, как информацию к размышлению.

Потому что наша задача – поговорить не о прошлом, а об актуальном, о том, что волнует каждого.

Например, мы были с детьми в Еврейском музее и Центре толерантности. Далеко не всем интересна история еврейского народа, а вот проблема стереотипного мышления и дискриминации по самым разным признакам затрагивает многих. Или Музей Скрябина, авангардная музыка которого доступна избранным меломанам. Но при этом Скрябин был композитором-новатором, и в этом смысле нам представлялось важным обсудить те условия и предпосылки, как индивидуальные, так и социальные, которые нужны, чтобы люди занимались творчеством, и инноваций в обществе становилось больше. Одна команда получила задание ответить на вопрос о том, на фоне каких технических изобретений появилось творчество Скрябина, другая команда должна была понаблюдать, какие психологические черты личности Скрябина наложили отпечаток на обстановку его дома, и ребята из этой группы обратили внимание на книжный шкаф с философской литературой на разных языках, на восточные мотивы в интерьере.

Без принудиловки и обязаловки

– По каким критериям отбирались музеи и школы?

И.Г.: – Мы подбирали музеи разного типа с разными экспозициями. Хочется отметить, что мы нигде не получили отказа: музеи крайне доброжелательно отнеслись к нашим пожеланиям и быстро согласились войти в проект.

А.Б.: – Прежде всего мы сделали рассылку по школам проекта «Новый педагогический класс», поскольку МГПУ с ними активно сотрудничает. Затем разместили информацию на сайте.

А дальше заработало «сарафанное радио» среди подростков (мы приложили максимум усилий, чтобы дотянуться до них напрямую, не через учителей), и они стали приводить своих друзей. Очень скоро на посещение музеев у нас сформировалась полная запись, которая закрывается уже за неделю до события, и стопроцентная явка без принудиловки и обязаловки с нашей стороны. Все больше тех, кто посещает наши встречи без ведома учителей. В один из музеев пришли ученики 11-х классов сразу после пробных ЕГЭ, причем их классный руководитель узнал об этом постфактум и был крайне удивлен. Из этого можно сделать вывод, что стремление к саморазвитию – самый мощный мотив из возможных, не сравнимый ни с какими формальными стимулами.

О дальнейших планах

– Как проект будет развиваться в ближайшем будущем: планируется ли расширение числа музеев-партнеров, снижение возрастного порога, привлечение школьников из других регионов?

И.Г.: – Пока возраст участников не будет снижаться, 10-й класс – оптимальная целевая аудитория для такого формата работы. Скорее, необходимо апробировать схему в музеях других профилей – исторических, естественно-научных и так далее. Возможно, попробуем поработать в других регионах тоже.

А.Б.: – Наша цель – вовлечь в разработку образовательных событий самих школьников и студентов МГПУ. Мне кажется, и у тех, и у других есть интерес к этому. На следующий год мы заявляем в университете курс по выбору для студентов – творческая мастерская проекта «Кульутра.Думать!». Хочется, чтобы получилось разновозрастное сообщество студентов и старшеклассников, причем отметим, что и те и другие – будущие педагоги. Нам важно, чтобы они получили опыт совместного интеллектуального общения и рассуждения на актуальные темы, с опорой на богатейший культурный потенциал Москвы.

Подробнее о проекте – в ТГ-канале «Культура.Думать!».


В этом году в проект вошли старшеклассники из следующих школ Москвы:

школа № 1440, школа № 1449, школа № 1492, школа № 1566, школа № 1795, школа № 1799, школа № 2000, школа № 2026, школа № 2048, школа № 771, школа № 1231, Экономический лицей РЭУ имени Г.В. Плеханова.

Команда проекта
  • Белолуцкая Анастасия (beloluckayaak@mgpu.ru), кандидат психологических наук, заведующая лабораторией оценки профессиональных компетенций и развития взрослых НИИ УГО МГПУ;
  • Жабина Наталья (zhabinang@mgpu.ru), специалист лаборатории оценки профессиональных компетенций и развития взрослых НИИ УГО МГПУ;
  • Гурин Григорий (guringg@mgpu.ru), эксперт лаборатории оценки профессиональных компетенций и развития взрослых НИИ УГО МГПУ;
  • Головина Анна (golovinaav@mgpu.ru), специалист лаборатории оценки профессиональных компетенций и развития взрослых НИИ УГО МГПУ;
  • Гринько Иван ( grinkoi@mgpu.ru), старший научный сотрудник лаборатории оценки профессиональных компетенций и развития взрослых НИИ УГО МГПУ;
  • Криштофик Ирина (krishtofikis@mgpu.ru), кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории оценки профессиональных компетенций и развития взрослых НИИ УГО МГПУ;
  • Щербакова Татьяна (sherbakovatv@mgpu.ru), кандидат исторических наук, старший научный сотрудник лаборатории оценки профессиональных компетенций и развития взрослых НИИ УГО МГПУ.

Читайте также колонки Анастасии Белолуцкой:


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube