13 мая в школе имени Маяковского прошел первый форум волонтеров школьных служб примирения города Москвы. На мероприятии присутствовали около 200 детей и 100 педагогов-наставников. С приветственным словом выступили начальник Управления координации воспитательной работы и профилактики правонарушений Департамента образования и науки города Москвы Николай Антонов и заместитель директора Городского психолого-педагогического центра (далее ГППЦ) Нина Середенко, а также руководитель направления «Клуб “Диалог дружбы”» Екатерина Клинкова.
Затем состоялся живой разговор старшего методиста ГППЦ Александра Князева с подростками.
«Важен ли конфликт в жизни человека?» – такой вопрос был поставлен перед ребятами.
«Конфликт учит нас общаться», – предположил кто-то из находящихся в зале ребят.
Действительно, наша жизнь невозможна без конфликтов, но не каждый взрослый сможет найти из него выход, а как тогда быть ребенку? Школьники рассуждали о пользе конфликта и о недопустимости определенных его проявлений. Многие дети считают, что взрослые могут усугубить конфликт, а не разрешить его, и именно поэтому деятельность волонтеров так важна.
Ребята готовы брать на себя ответственность и помогать другим, у взрослых теперь есть другая задача – не мешать, а направлять.
Удивительно, когда дети собираются вместе, чтобы научиться экологично взаимодействовать друг с другом, наполнить свою копилку полезными советами и привезти их в свои школы.
Как учителя меня интересовал вопрос – зачем школе служба примирения, если есть педагоги и администрация? Ответ я услышала от самих ребят.
«Иногда дети не хотят прислушиваться к взрослым, именно поэтому подросток лучше поймет сверстника, ведь он находится в самом центре ситуации, так сказать, внутри конфликта».
«Школьная служба примирения – это то место, где дети хотят рассказать о своих проблемах».
«Такая служба нужна, чтобы школьники смогли понять друг друга».
И тут я поняла, насколько эта служба важна. У взрослого не всегда есть время, чтобы тщательно разобрать конфликт и использовать не педагогический, а восстановительный подход. Но подростку важно быть услышанным и замеченным, и вот это желание мотивирует их стать волонтерами службы примирения, посещать занятия и усиливать полученные навыки.
Не отставали от ребят и педагоги, они задаются чередой уже иных вопросов: как привлечь детей в школьную службу примирения, как ее усовершенствовать, какие возможности открывает восстановительный подход.
И вот кураторы собрались вместе, чтобы поделиться друг с другом своим опытом, проанализировать конкретные примеры, с которыми успели столкнуться, определить наиболее важные темы, волнующие подростков.
Практически все сошлись во мнении, что очень трудно разговорить подростка, а ведь решение любого конфликта предполагает диалог.
Школьная служба примирения не предполагает, что все будут друзьями. Очень важно сохранить комфортную обстановку в детском коллективе. Когда ребенок приходит в школу и думает лишь о межличностных отношениях, особенно если они непростые, то совсем не остается времени на сам учебный процесс, не говоря уже о том, что ситуация нерешенного конфликта сильно травмирует ребенка, поэтому здоровая атмосфера так важна.
В течение нескольких часов дети и кураторы посещали различные секции. Педагоги вдумчиво обсуждали стратегию ближайшего развития, предлагали свои инициативы, а ребята веселились, знакомились, на глазах создавались новые команды единомышленников.
Настало время подведения итогов форума. В зал заходили уже совсем другие дети: они пели, смеялись, держали друг друга за руку. Ребята никак не могли закончить обсуждение прошедших секций, начинали пересаживаться на другие места, поближе к новым знакомым, ведь даже за такое короткое время уже успели зародиться дружеские отношения. Началось с представления командных кричалок. «Иди навстречу сам, откроешь путь к сердцам» – вдохновенно скандировали юные волонтеры.
Форум закончился символично – выступлением коллектива «Миллениум» из школы № 1498 с песней «Прекрасное далеко». Ребята включили фонарики на своих телефонах, встали с мест и вдохновенно подпевали артистам.
Искренние чувства, вера в будущее и светлые надежды – все это объединило детей.
Они начинают свой путь, чистый и добрый, а главное – мирный. Произошло невероятное единение. Теперь у ребят есть общая идея – сделать мир лучше и добрее.