Партнерский материал // Статья

Почему студенты бросают обучение и что с этим делать?


Почему студенты бросают обучение и что с этим делать?
Фото: zapartami.ru

Иногда бывает так, что студент выбрал перспективную профессию, хорошо учится, но всё же не доходит до конца обучения. Почему так происходит и может ли образовательное учреждение мотивировать будущего специалиста завершить процесс обучения, рассказала Татьяна Курасова, руководитель программ «Высшее образование» в Skillbox.

Выбор профессии и получение высшего образования – ключевые этапы в жизни каждого человека. Это период принятия важных решений. Нужно определиться не только со специальностью, но и с тем, как учиться. Раньше перед выпускником стоял выбор между очной и заочной формами обучения, но цифровизация внесла значимый вклад в развитие образования.

Сегодня абитуриент может выбрать онлайн-программу высшего образования и учиться дистанционно. Обучение может быть синхронным, асинхронным и смешанным.

В первом случае студенты учатся и выполняют задания в установленное время. Например, все вместе посещают вебинар, слушают лекцию и задают вопросы преподавателю. Обычные пары мигрируют в Zoom или Microsoft Teams. В случае с асинхронным форматом студент может учиться тогда, когда ему удобно по предзаписанным видеоурокам и практическим заданиям на платформе. Но чаще всего программы дистанционного высшего образования совмещают живые вебинары онлайн и заранее записанные лекции.

Абитуриенту может быть непросто выбрать способ обучения. Но ошибка в этом вопросе в дальнейшем может привести к проблемам, которые повлияют на его решение прекратить учиться.

Проблемы и их решение: из-за чего студенты бросают обучение?

1. Сложно учиться

Во время обучения студента ждут новые предметы и правила, которые сильно отличаются от того, что было в школе. Помимо этого первокурснику на очном обучении нужно адаптироваться к новому коллективу, преподавателям, а кому-то – к жизни в другом городе. Всё это отвлекает от обучения, рассредотачивает внимание и вызывает стресс, из-за которого могут появиться проблемы с учебой. Студенты старших курсов тоже испытывают трудности, когда, например, никак не поддается та или иная дисциплина.

В такой ситуации главное – не опускать руки. Больше внимания уделять обучению, стараться глубже разбираться самостоятельно, обращаться за помощью к преподавателям и однокурсникам.

Весомые преимущества в преодолении сложностей с учебой дает дистанционное высшее образование. К предзаписанным занятиям можно в любой момент вернуться, если что-то непонятно, и прослушать заново. Многие думают, что при такой форме обучения теряется контакт с преподавателями и однокурсниками, но это не так. На дистанционной вышке студент без проблем может задавать вопросы преподавателям и обращаться за помощью в студенческое комьюнити.

2. Не рассчитали собственные силы

Иногда студент по каким-то причинам выбирает для себя профессию, которая изначально ему не по силам. Например, гуманитарий получает техническое образование, потому что считает, что в этом направлении у него будет больше перспектив, или на такой профессии настояли родители. В какой-то момент студент понимает, что больше не может учиться через силу, и бросает. Чтобы этого избежать, лучше заранее поговорить со специалистами из выбранной отрасли: что будет во время обучения, какие предметы, какие сложности бывают на практике во время работы.

Другая ситуация, в которой студент может не справиться с нагрузкой, например, когда он решил, что сможет получить одновременно два высших образования: учиться офлайн и онлайн или совмещать учебу и работу. Во время обучения оказывается, что времени на всё не хватает. Конечно, учиться на дневном отделении и работать сложно. А вот если учиться дистанционно, когда формат обучения смешанный, в том числе асинхронный, то можно заниматься в любое удобное время. В этом случае совместить работу и учебу вполне реально.

3. Осознали, что выбранное направление им неинтересно

Из-за социальных стереотипов в России сложилась такая практика, что будущий студент зачастую выбирает вуз после школы под влиянием родителей, а сам еще не до конца понимает, чем хочет заниматься. Со временем он теряет интерес к профессии.

Чтобы этого избежать, зарубежные вузы предоставляют студентам право на gap year: абитуриент поступает в вуз, но в течение года не учится. Он путешествует, определяется с профессией или, наоборот, зарабатывает на учебу деньги, участвует в волонтерских программах, близких к его будущей специальности, чтобы определиться, подходит она ему или нет. У нас пока такой общепринятой практики нет. Но, возможно, для кого-то лучшим решением окажется взять условный gap year и поступить через год после выпуска из школы, чтобы подойти к выбору образования более осознанно, нежели потратить время и деньги на учебу, а потом пожалеть об этом и бросить.

4. Оказалось, что программа не готовит к запросам рынка

Бывает, что студент ограничен финансово, остается учиться в родном небольшом городе с одним вузом и выбирает из того, что есть. Но уже во время обучения он понимает, что практики недостаточно, преподаватели дают устаревшую информацию, не знают современную индустрию.

Решение этой проблемы во многом связано с осознанным подходом к получению высшего образования. Важно заранее промониторить спрос на профессию, потребности рынка, ознакомиться с программой вуза и преподавательским составом, поинтересоваться у выпускников, какие технологии используются, насколько вуз современный и соответствует актуальным потребностям студентов и работодателей. Не лишним будет посещение дня открытых дверей.

Например, у нас в Skillbox практико-ориентированные программы высшего образования, бакалавриат и магистратура разработаны вместе с ведущими вузами страны: РАНХиГС, МГПУ, Политехом. Студент получает все необходимые знания и навыки, которые ему понадобятся в будущем, и отрабатывает их на практике, на реальных проектах наших партнеров – крупнейших лидеров рынка. Наши преподаватели – эксперты отрасли и специалисты ведущих университетов страны. Они имеют реальный опыт работы в сфере, помогают не только с получением теоретических знаний, но и дают советы по будущей работе.

5. Недостаток мотивации

Зачастую студент идет учиться, потому что пришло время, нужен диплом, а его собственное желание освоить профессию еще не оформлено. Оно продиктовано внешними ожиданиями, правилами и стереотипами. Когда появляются серьезные задачи, сложные работы и испытания, например сессия, мотивация может пропасть. Студент не будет понимать, зачем ему это всё нужно, даже если выбранная профессия его очень привлекает.

Повысить мотивацию поможет ощутимая финальная цель обучения. Нужно максимально четко представить себе результат и относиться к получению высшего образования как к важному долгосрочному проекту.

Это помогает студентам хотя бы в воображении «пощупать» результат, ради которого они учатся: «Через год я смогу сделать свой сайт, через два-три – устроиться на работу, через четыре – претендовать на позицию в известной компании с желаемой зарплатой».

6. Эмоциональная усталость

В кризисные времена, как, например, в 2022 году, у людей гораздо чаще возникают сомнения: «Останется ли моя профессия востребованной», «Смогу ли я устроиться на работу», «Буду ли я достаточно зарабатывать». Работа с эмоциональной усталостью – задача не только самого студента, его родителей, психологов. Важную роль в этом играет отношение вуза к своим подопечным, его открытость, отзывчивость, готовность участвовать в их жизни. Преподаватели должны быть внимательны к студентам, чтобы вовремя предложить помощь, разобраться в ситуации. Помочь может и студенческое комьюнити, если в нем теплая атмосфера и дружеские отношения.

Студентам приходится учиться каждый день, а если человек эмоционально устал, то делать это нужно через силу. Студенты дневной формы в такой ситуации часто пропускают занятия, чтобы отдохнуть и переключиться, но это приводит к еще более негативным последствиям. Проблемы превращаются в «снежный ком». Дистанционный формат в этом плане предпочтительнее – можно ненадолго отложить занятия и после отдыха вернуться к учебе.

Как помочь студенту пройти обучение до конца?

На мотивацию, успеваемость, общий настрой студентов положительно влияют:
  • открытые журналы оценок. Студент видит свой прогресс, сравнивает его с другими, гордится своими достижениями либо мотивирован стараться лучше;
  • командная работа, групповые проекты. Здорово, если их зачтут в аттестации – это повод стараться еще лучше. В командных задачах студенты поддерживают друг друга. Если кто-то отстает или задерживает выполнение проекта – другой поторопит его, напомнит, поможет. Мы создали крупное комьюнити для наших бакалавров программ дистанционного высшего образования «Анализ данных» и «Веб-разработка». В одном чате общаются студенты 5-х курсов. Они отправляют в чат мемы, задают вопросы, делятся дополнительными материалами, находят друзей, единомышленников, обрастают контактами. Это повышает вовлеченность, дарит ощущение «своего среди своих»;
  • индивидуальная помощь и поощрение преподавателя. Он может рассказать студенту о его сильных сторонах, помочь развить их ещё больше. Например, у нас на программе дистанционной магистратуры Сергей Жданов, тимлид методистов направления «Высшее образование», сделал систему грейдов, чтобы дополнительно отметить самых выдающихся студентов;
  • дополнительный обучающий трек для студентов. Образовательное учреждение может организовать дополнительные мотивационные и образовательные активности, например мастер-классы и воркшопы с лидерами индустрии;
  • ориентир на интересы студентов. Вузам не обязательно всегда строго следовать догмам программы, гораздо эффективнее проявлять гибкость. Однажды мы дали студентам возможность принести на зачёт свой собственный сайт и защитить его как итоговый проект перед экспертом. У студентов сразу же загорелись глаза. Если студент хочет углубиться в определенные тонкости профессии или ее отдельной технологии – с радостью откликаемся, помогаем, отправляем дополнительные материалы.

Что делать студенту, чтобы не оказаться на пороге решения бросить обучение?

Обычно желание бросить учиться возникает у студентов в эмоционально сложные, нестабильные периоды.

Чтобы минимизировать риск, студенту нужно:
  • учиться систематически. Не стоит откладывать выполнение заданий на последний момент. Учиться легче, если заниматься регулярно, ежедневно, понемногу. Благодаря этому нет чрезмерных нагрузок;
  • задавать вопросы одногруппникам, кураторам и преподавателям, если что-то непонятно, не накапливать пробелы в знаниях. Лучше сразу разбирать те моменты, которые вызвали неясность, сомнения. Еще один полезный навык – критическая оценка изученного материала;
  • развивать тайм-менеджмент. Крайне важно мониторить дедлайны, планировать, сколько времени в день занимает обучение, следить за контрольными точками – не наращивать «снежный ком», от которого можно выгореть;
  • заранее подготовиться к обучению, чтобы выбрать правильное направление. Важно пройти предварительную профориентацию, задать себе вопросы, где работать, кем, куда расти. Эта картинка должна вдохновлять студента, быть его мечтой. Тогда всё получится. Еще можно поговорить с людьми из профессии, посмотреть презентации, сходить на онлайн-конференции, чтобы понять, точно ли выбранное направление подходит студенту, и примерить его на себя.



Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube