Как заинтересовать подростков чтением произведения из школьной программы и сделать уроки интереснее? Учитель русского языка и литературы школы № 1798 Ирина Царева уверена в том, что выход за пределы парты непременно откроет новые возможности для ребят...
Как добиться того, чтобы все ребята прочитали произведение? Заставить? Пригрозить двойкой? Такие способы простимулируют ребенка прочитать произведение лишь механически. Но пригодится ли ему это? А учителю? Что можно засчитать за результат: прочитал или осознал и применил?
С прошлого года дети стали называть наши уроки «уютной литературкой». Чтобы научить детей говорить, выражать свои мысли, анализировать и зародить желание читать, необходимо создать комфортную обстановку. Важно показать ребенку, что некоторые вопросы и проблемы могут стать вечными и быть актуальными даже спустя 150 лет.
Литература – это про нас, про жизнь, а не про что-то отстраненное.Только погружение в предмет способно вовлечь ребенка в чтение. Нет интереса – нет мотивации.
Мне близка идея расшколивания. Я уверена, что образование можно получать не только сидя за партой с книгой, тетрадью и ручкой, но и в других форматах. Предметный мир широк и многообразен. Можно и нужно объединять науки; иногда ходить по классу, воображать, переставлять парты, выражать свое мнение и спорить.
В десятом классе мы с ребятами изучаем пьесу А.Н. Островского «Гроза». Подготовив теоретическую почву для анализа произведения, я решила погрузить их в мир города Калинова.
Чтобы постараться перенестись в то время и обстановку, мы убрали все парты, оставив только стулья. Затем образовали небольшой круг, чтобы видеть друг друга. В центре находилась импровизированная сцена, на которой и развернулись события пьесы.
Ребята распределили роли, окрыли тексты и начали играть. Поначалу во всех классах присутствовал дискомфорт: детям было непривычно сидеть без парт и учебников, лишь с текстом перед глазами. Кто-то сразу же смог вжиться в роль, кому-то было сложнее преодолеть стеснение. Детям нужно время, чтобы привыкнуть и осознать – так тоже можно учиться, и мы не делаем ничего плохого.
Прочитав первое действие, мы стали обсуждать нравы города в «Грозе». И я заметила, что в разговор включаются те ребята, которые обычно не проявляют инициативы на уроке. Через некоторое время дети почувствовали себя свободнее, и даже соотнесли нрав Кабанихи и Дикого с современностью. Некоторые вспомнили своих знакомых. Литература вплелась в жизнь – процесс идет правильно.
Дети назвали такое занятие «урок у костра»: все мы сидим рядом и обсуждаем произведение. Важно, что после занятия многие ребята говорили, что им действительно понравилось и хотелось бы еще. По вечерам я стала получать сообщения: «А будем ли мы на следующем уроке опять играть роли?» Ребята смогли преодолеть стеснение, им стало интересно, некоторые даже определили персонажей, которых хотят попробовать сыграть, потому что их заинтересовал характер.
Безусловно, невозможно все уроки проводить в таком формате, надо чередовать разные формы работы. Для меня важно, чтобы основными деятелями на уроке были дети, а не взрослые.
Поскольку такой формат работы воодушевил ребят, мы решили, что у них будет возможность сыграть то действие, которое им больше всего понравится. Они даже смогут примерить разные костюмы, чтобы войти в образ. А какую именно часть произведения сыграть, выберут путем общего голосования, но прежде необходимо прочитать пьесу полностью. Вот, кстати, и ответ на вечный вопрос: как сделать, чтобы все прочитали произведение?
Хотелось бы добавить, что текст ребята читали с телефона, потому что не у всех получилось раздобыть бумажную версию книги. Выходит, и в телефоне дети могут сидеть с пользой.