Городское образование // Новость

Московские педагоги приняли участие в археологическом практикуме

Участники Клуба полезного досуга узнали, как проходят археологические раскопки, и попробовали себя в роли археологов.

Московские педагоги приняли участие в археологическом практикуме
Фото предоставлено Департаментом образования города Москвы

В Музее археологии Москвы состоялось третье занятие Клуба полезного досуга по программе краеведения, которая реализуется для столичных педагогов Корпоративным университетом московского образования совместно с Музеем Москвы.

Руководитель филиала Музея Москвы «Музей археологии Москвы» Галина Новикова познакомила преподавателей с историей и экспозицией учреждения. По словам эксперта, оно появилось 26 лет назад на месте грандиозных археологических раскопок на Манежной площади, проводившихся с 1993 по 1997 годы. Это первый в Москве подземный музей. Он состоит из двух ярусов: верхний рассказывает о раскопках на Манежной площади, нижний раскрывает «кухню археолога».

Примечательно, что в год начала раскопок строительство музея не планировалось. Археологи знали, что на этом месте обнаружат мост через реку Неглинную, но не знали, в каком он будет состоянии.

«В 1993 году мост откопали и закопали обратно, потому что не знали, что делать с этим артефактом. Потом откопали и уже решили заняться музеефицированием моста», – рассказала Галина Новикова.

Воскресенский мост через реку Неглинную построен по проекту Петра Фридриха Гейдена в XVIII веке. Разобран в 1817–1819 годах, когда река была заключена в трубу. В музее также есть более древний мост – начала XVII века, времен Бориса Годунова. Он сохранился в виде некоторых компонентов внутри засыпки плотины моста XVIII века.

На экспозиции участники клуба познакомились с реконструкцией археологического раскопа.

Галина Новикова рассказала педагогам об основных инструментах, которые помогают археологу в работе: нивелире для измерения глубины, каске, спецодежде, лотках для складывания находок и лопате.

«Лопата – главное орудие археолога. Недаром археологию называют “историей, вооруженной лопатой”. Это образное выражение, которое придумал археолог и историк Артемий Арциховский еще в середине прошлого века, и оно как-то закрепилось», – отметила Галина Новикова.

На лекции педагоги узнали о том, что такое культурный слой, какие существуют правила при проведении раскопок и какие факторы влияют на сохранность предметов.

«Пожар дает очень интересные, тонкие и важные срезы. Один из примеров – маленькая костяная печать, на которой читается надпись “печать Ивана Коровы”, была найдена на месте сгоревшей усадьбы в Зарядье. Нашли ее на месте старой бани. Студенты, которые копали, придумали частушку: “Как при третьем, при Иване, мылся раз боярин в бане”. То есть случился пожар, боярин забыл, что у него есть ценные предметы, и выскочил наружу. Но именно этот предмет дает срез по времени», – привела пример Галина Новикова.

Участники узнали об украшениях, которые девушки XII века надевали перед свадьбой, и примерили воссозданные бусы, шейные обручи, перстни, браслеты и височные кольца. По словам эксперта, в средневековой Руси незамужняя девушка носила одну косу, замужняя – две косы. У замужних женщин волосы были убраны полностью, отсюда возникло слово «опростоволоситься» – остаться с непокрытой головой.

В финале встречи педагоги приняли участие в археологическом практикуме. Каждый учитель получил ящичек с землей и отбирал предметы, которые, по его мнению, представляют историческую ценность.

«Мне самой нравится заниматься историей, по второму образования я – историк. Курс по краеведению очень важен. Историю страны нужно знать, и начинать нужно с малой родины, с истории своего района, а уже потом переходить на большие масштабы. Через краеведение дети познают окружающий мир, историю, через эти маленькие шаги у них формируется патриотизм. Очень понравился практикоориентированный подход, ты испытываешь такие эмоции, прикасаясь к старине. У нас с детьми есть кружок по интересам, где мы изучаем геологию, историю Москвы. Завтра я расскажу об этом мероприятии детям, поделюсь эмоциями. В следующий наш поход в Музей археологии я смогу дополнить рассказы экскурсовода», – поделилась впечатлениями Ирина Квасова, учитель географии школы № 547.

До конца года московские педагоги посетят еще три мероприятия Клуба полезного досуга по краеведению. Они узнают, как в доступной форме объяснять ученикам иконографию в древнерусских летописях, посетят мастер-класс по созданию квизов и познакомятся с различными архитектурными стилями на примере московских фасадов.

Клуб полезного досуга – просветительская программа для учителей московских школ, организованная в Год педагога и наставника Корпоративным университетом московского образования столичного Департамента образования и науки. Новости и анонсы встреч педагоги могут увидеть в телеграм-канале Клуба.

Развитие профессиональных педагогических и управленческих навыков у преподавателей школ и колледжей столицы способствует оптимизации учебного процесса и более продуктивному взаимодействию преподавателей с учащимися и соответствует задачам проектов «Социальные лифты для каждого» и «Современное образование» национального проекта «Образование».


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube