В майских указах 2012 года сказано, что зарплата учителей должна быть не ниже средней по региону, но тогда был упущен важный смысл, что эта заработная плата должна быть за одну ставку. В результате майские указы выполняются или стремятся к выполнению за счет того, что сокращается количество учителей, а нагрузка на каждого педагога увеличивается. Заработную плату при этом практически не поменяли, учителя просто стали получать среднюю по региону зарплату за счет того, что работают на 1,5–2 ставки и даже более. Это привело к катастрофе, цифры говорят сами за себя: в 1999 году у нас в стране было 1,8 млн педагогов, сейчас – 1,1 млн. Сначала сокращение было связано с уменьшением количества детей в школе, потом количество учеников увеличилось, а учителей осталось столько же. Ставки распределили по педагогам, считая,
что они будут довольны, что им дают возможность заработать, даже не понимая,
что запущена рабовладельческая система.
В Иркутской области сегодня такая нехватка учителей математики, что в среднем, по данным на весну 2021 года, математики работают на 2,4 ставки. И ситуация ухудшается. При этом молодые учителя могут прийти только на одну ставку, но она настолько смехотворна и давно не менялась, что студенты перестали идти в школу. В прошлом году в Томске из всех выпускников педагогических специальностей в школу пошли только 3%.
У нас катастрофа с педагогическими кадрами. Мы хотим их переучивать, переподготавливать, повышать их квалификацию, но им это не нужно. Зачем, если конкуренции все равно нет никакой? Если меня в одной школе не привечают, то я пойду в другую. Сегодня учитель на рынке диктует свои условия школе, все, кроме зарплаты.
Нужно снять эту огромную академическую нагрузку, которая лежит на учителях, но не за счет того, что они потеряют в зарплате, а наоборот, увеличить оклад до 75 тысяч, сделать ее равной и достойной по всей стране и сделать профессию педагога привлекательной.
Менеджмент на уровне правительства по решению указов 2012 года был тупиковым и работал на уничтожение педагогических кадров. Если ты управляешь политикой образования, то исходишь из того, что в среднем учитель качественно может преподавать, стоя у доски 18 часов, но при этом у него 36-часовая рабочая неделя. Остальное время он проверяет тетради, занимается воспитательной работой – все это в рамках 36 часов, а не 70-часовой рабочей недели. А в освободившееся время учитель наконец-то сможет читать книги, ходить в театр – просто радоваться жизни.
Мы построили систему, и в этом виновато Министерство образования, Министерство просвещения, Рособрнадзор. Сегодня главная задача – развязать этот узел, дать учителям из федерального бюджета по 75 тысяч за работу на одну ставку и в течение пяти лет перестроить систему подготовки учителей, уже понимая, что будущие педагоги будут конкурировать за право работать в школе.
Реально ли это сделать? А у нас нет другого выбора. Без этих изменений все будет по-прежнему, все остальные изменения формальны. Другого способа спасти школу просто нет. И это государственная задача – спасти само государство.