Учителя // Тема дня

Артем Соловейчик: «Учителя не должны выступать в качестве заложников политических игр»


Артем Соловейчик: «Учителя не должны выступать в качестве заложников политических игр»
Рисунок: ingenious.news

Партия «Новые люди» приглашает все политические и общественные силы страны объединиться, чтобы исключить школы страны из политической работы и перенести участковые избирательные участки из школ в другие общественные места.

О необходимости таких изменений рассказывает в интервью «Вестям образования» главный редактор Издательского дома «Первое сентября», член Центрального совета партии «Новые люди», лидер движения родителей и учителей России «Школа – наше дело» Артем Соловейчик.

Необходимость перенести избирательные участки для выборов из школ страны в другие общественные места – идея, давно назревшая. Школа не имеет права быть местом для политического театра. Нарастающая в последние годы драматичность выборов всех уровней, включая муниципальные и региональные, подтверждает этот посыл.

Так, летом, когда происходило голосование за поправки в Конституцию, в сетях, в чатах было опубликовано беспрецедентно большое количество историй о том, какое давление испытывают учителя, в частности и из-за того, что избирательные участки Участковых избирательных комиссий (участки УИК) находятся в школах.

Плюс, когда закрепили за выборами не один, а три дня работы участков, школы стали вынуждены сокращать учебную неделю, закрывать школьные здания от детей и педагогов, что явно мешает нормальной организации образовательного процесса.

Очевидно, что во время волн пандемии голосование в школах опасно для здоровья детей и педагогов. Через избирательные участки проходят большие потоки людей, иногда несколько тысяч в день. Идеально организовать барьеры для распространения инфекции в таких условиях сложно. Выступая 19 октября в ТАСС на онлайн-встрече с родителями, руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев признал, что даже во время проведения ЕГЭ в начале августа, когда были предприняты беспрецедентные меры безопасности, COVID-19 заразились около 400 детей. И это только выявленные случаи.

Для организации сплошной дезинфекции после нескольких дней выборов с пятницы по воскресенье школы нужно бы закрывать еще и на понедельник.

Но главное – школа не должна быть местом для проведения каких бы то ни было политических мероприятий, а учителя не должны выступать в качестве заложников политических игр, часто сопутствующих выборам и политическим голосованиям. Очевиден пример соседней Белоруссии, где массовое участие педагогов в избирательных комиссиях и проведение выборов в помещениях школ вызвало волну негатива в сторону именно учителей.

По законам «О политических партиях» и «Об образовании в РФ» политическая деятельность в государственных учреждениях запрещена. Для образовательных организаций там же есть отдельный особый запрет. Включение учителей в состав избирательных комиссий, как и делегирование директоров школ в председатели УИКов, в сложившихся обстоятельствах недопустимо. Пора законодательно закрепить запрет на вовлечение работников образования в обеспечение избирательного процесса. Нет ничего хорошего, что учителя в глазах школьников вольно или невольно становятся соучастниками неблаговидных событий на размещенных в школах избирательных участках.

На прошедших в сентябре выборах в муниципальные и региональные органы власти во время единого дня голосования несколько тысяч наблюдателей от партии «Новые люди», работавшие в 13 регионах, выявили случаи нарушения избирательного законодательства, по которым вызывалась полиция на места, составлялись протоколы, возбуждались судебные дела. Всё это происходило в школах, с сотрудниками школ, на глазах у родителей и выпускников школ. Такие ситуации мгновенно становятся достоянием многочисленных СМИ, усугубляя абсурдность размещения участков УИКов в школах. После каждой такой выборной кампании усилия учителей по воспитанию детей, по сохранению высокого общественного статуса педагога практически сводятся к нулю.

Мы живём в такое время, когда школьное образование всё время находится под прицелом общественного внимания.

Избирательные участки в школах и скандалы, которые неизбежно возникают вокруг них в условиях большой политической конкуренции, только добавляют напряжения в сложные взаимоотношения родителей и учителей. Как лидер общественного движения «Школа – наше дело», объединяющего родителей, учителей, экспертов и общественных деятелей, я хорошо понимаю, какими усилиями выстраиваются эти отношения, как важно их удерживать.

Какие бы ни приводились аргументы против переноса избирательных участков в другие места – дескать, школы удобнее, потому что в них достаточно пространства и они «обеспечены» учителями–сотрудниками УИКов – все это не может служить оправданием сохранения существующего положения вещей. Необходимо оградить школы и учителей от недобровольного участия в политических процессах.

Школа должна восприниматься обществом исключительно как институт воспитания нравственных ценностей, а не как площадка для политических интриг.

Необходимо ввести новое понятие – общественное пространство, на котором будут происходить такие мероприятия, как предвыборная агитация, дебаты кандидатов, очное голосование, поствыборный «разбор полётов» – словом, всё, что касается функционирования гражданского общества в период выборной кампании. К числу таких пространств можно отнести созданные недавно, быстро развивающиеся и очень популярные МФЦ (многофункциональные центры), а также отделения Почты России, библиотеки, число которых сопоставимо с числом школ в стране.

Несомненно, что в ближайшее время, несмотря на минусы и плюсы процедуры, будет набирать силу и электронное голосование.

В интересах каждого ответственного гражданина России построить такую избирательную систему, в которой никому не выгодны формализм и ангажированность той или иной политической силой.

Школа должна быть свободна от политики, школа не может быть площадкой для политического театра. В стенах школы учитель должен быть свободен от политических обязательств, сохранять политический нейтралитет.

Педагог-воспитатель побуждает детей к ответственности за свои действия, к самостоятельности и самоопределению. Учитель должен быть принят детьми в этом своем качестве. А из-за «размещения» выборов в стенах школы за учителями тянется негативный шлейф, практически неизбежный после любых выборов. Выборы раз от раза обесценивают то, что с таким трудом выстраивают учителя в школе в воспитательном диалоге, в сотрудничестве с детьми и родителями. Даже беспочвенные претензии компрометируют учителей и школу.

Государство должно делать все возможное, чтобы оградить учителей и школу в целом от политических напряжений.



Новости





























































Поделиться