Чему и как учить детей? Это вопрос стоял в центре внимания участников форума альтернативного образования, который прошел 12–13 ноября в Москве. Он стал местом встречи родителей с теми, кто задает актуальные тенденции в образовании.
В дискуссиях приняли участие более 500 гостей из более чем 20 городов и регионов: Уфы, Нижнего Тагила, Анапы, Ставрополья, Санкт-Петербурга, Ижевска, Воронежа, Казани, и это далеко не полный список. Организаторы планировали представить около 30 альтернативных образовательных проектов, но в итоге на форуме собралось более пятидесяти неформальных школ, готовых делиться своим опытом.
Особенностью форума стало участие детей. Наравне со взрослыми ученики «Международной школы смешанного обучения» (МШСО) и «Олимп плюс» организовывали кафе и завтраки, готовили площадки для выступлений и сами выступали, делали научные доклады, участвовали в дискуссиях, брали и давали интервью.
Обсуждались самые разные вопросы альтернативного образования: от законодательных и юридических до научных и психологических. Например, о том, нужны ли вообще Федеральные государственные образовательные стандарты.
Как отметил ведущий дискуссии и руководитель «Лаборатории целостного образования» Анатолий Сторожев, большинство формулировок ФГОС оказались в принципе нереализуемы силами массовых школ. Какой же в нем смысл? Отвечая на этот вопрос, член правления Лиги образования Михаил Кушнир напомнил присутствующим, что ФГОС задумывался как помощь и поддержка тем, кто хочет создать свою образовательную программу, но стал пятым колесом в телеге. По его мнению, «школа оказалась не в состоянии сама справляться с той логикой вариативности, которую задал ей закон».
Родители поделились своими сомнениями: тот объем, который предлагает ФГОС, многие дети не в состоянии освоить без вреда для здоровья, физического и психического. Если ФГОС хорош, почему же дети так перегружены и нуждаются в репетиторах чуть ли не с первого класса? Почему на уроках русского языка, например, детей учат не грамотности, а лингвистическим премудростям, уместным при научном изучении теории языка, но абсолютно избыточным в рамках общего образования? В результате дети не умеют грамотно писать, но знают типы связи слов в словосочетаниях.
А вот что интересовало руководителей неформальных школ: ФГОС отвечает на вопрос, чему учить, но не отвечает, как.
Многие альтернативные школы не хотят следовать никаким стандартам, но, если не опираться на ФГОС, то чему учить? И достаточно ли только следовать за интересами ребенка, чтобы он получил действительно качественное образование?
Дискуссия продолжилась на площадке, где была организована большая «территория семейных школ». Там можно было узнать об особенностях их проектов и даже попробовать на вкус: каждая школа приготовила свой особенный напиток, символизирующий ценности проекта.
Готовясь к встрече с родителями, представители образовательных проектов постарались помочь им найти «свою» школу. С этой целью каждая школа ответила на вопрос: кто именно определяет, чему и как учить детей. Варианты были такими:
- сами дети,
- родители,
- организатор школы,
- ФГОС.
Самым популярным стал вариант, где все решал организатор школы, но были и такие проекты, где выбор делали родители или сами дети. Всего лишь одна школа выбрала следование ФГОС. Был и ответ, выходящий за рамки предложенных: чему учить – решают дети, как учить – организатор.
Были среди представленных и школы без оценок, без домашних заданий, с разновозрастными классами, с использованием игровой деятельности, со сплоченным родительским сообществом, с авторскими методиками, психологами и тьюторами. И все эти школы, заметьте, по сути, являются нешколами. Иначе говоря, они не ведут образовательную деятельность, делегируя эту обязанность частным школам-партнерам или отдав на откуп родителям, а лишь сопровождают ее. Родители убедились, каким интересным и разнообразным может стать обучение, если вынести его за рамки системы с ее жесткими предписаниями.
Большой интерес вызвали встречи с лидерами мнений в образовании: главным редактором Издательского дома «Первое сентября» Артемом Соловейчиком, доктором педагогических наук, профессором Витольдом Ясвиным, директором «Школы будущего» Калининградской области Алексеем Голубицким и другими. Так или иначе, все они говорили о том, что старая система образования уходит в прошлое и ей на смену приходит другая, где на первом месте уже не знания, а ценности и смыслы, социальный и эмоциональный интеллект, self и soft skills, метапредметные компетенции.
В формате TED cостоялись конференции – «Школьники, меняющие мир» и «Архитектура современного образования», на которых выступили практикующие педагоги, молодые ученые и опытные исследователи образования.
Параллельно проходили выступления школ-партнеров, а точнее, руководителей самых известных аттестующих платформ, таких как «Международная школа завтрашнего дня», «Карьера», «Пенаты» и, конечно, гостеприимных хозяев и организаторов форума – платформы дистанционного образования IBLS с контентом от старейшей частной школы МШСО.
Пришли на форум и те, кто не искал школу для ребенка, а интересовался ее созданием. Как это сделать, выясняли с помощью метода «Шести шляп мышления». В итоге выявили и разобрали несколько абсолютно разных моделей альтернативного образования.
Очень много слушателей и спикеров собралось на обсуждение в формате «Спираль Фибоначчи», где речь шла о роли родителей в образовании. Вместе с экспертами Артёмом Соловейчиком и сооснователем Школы IBLS Еленой Котовой все участники говорили о том, что такое «осознанное родительство» и как оно влияет на развитие образования.
«Мы хотели объединить родителей и педагогов, школы и университеты в сообщество, для которого развитие детей, их осознанности и мотивации к получению образования – главная цель», – отметила заместитель директора «Международной школы смешанного обучения» и школы «Олимп-Плюс» Юлия Горелик.
Соорганизатором форума стала «Ассоциация семейных школ», объединяющая более пятидесяти альтернативных образовательных проектов в разных регионах России.
Организаторы форума заверили, что проведение такого мероприятия станет регулярным, а по итогам прошедшего ожидается выход сборника, в котором будут собраны основные тезисы состоявшихся обсуждений.