Так случилось, что в конце первой недели октября состоялись сразу две конференции по альтернативному образованию. Одна из них – в Москве, другая в Казани. И это повод обсудить тему альтернативного образования в разных аспектах.
3–4 октября в Казани прошла конференция по альтернативному образованию «Энергия взросления». Мероприятие было посвящено альтернативным школам для подростков. Именно подростки стали полноправными участниками всех событий и обсуждений, что привычно и логично для субъектных школ, каковыми являются альтернативные проекты.
В конференции также участвовали основатели, руководители, учителя, тьюторы и другие специалисты из действующих альтернативных проектов, а также представители научного сообщества из Педагогических вузов Москвы и Ярославля.
Более 250 человек из Москвы и Московской области, Севастополя, Сочи, Звенигорода, Ярославля, Ижевска, Йошкар-Олы, Тольятти, Чебоксар, Иркутска, Ульяновска, Альметьевска, Омска, Белгорода, Дзержинского, Уфы, Череповца, Санкт-Петербурга и других городов посетили конференцию.
Они познакомились с результатами нового научного исследования МГПУ (Московского городского педагогического университета) на тему «Семейные школы как социальный и педагогический феномен», согласно которым, Казань вошла в пятерку городов России по количеству альтернативных образовательных проектов, наряду с Москвой и Московской областью, Санкт-Петербургом, Новосибирском и Екатеринбургом.

Почему же так называемые семейные школы важны как современный социальный феномен?
На конференции обсуждали, что именно альтернативные проекты берут на себя важные социальные функции:
- помогают реализовывать образовательные программы родителям тех детей, которые по разным причинам не могут посещать государственные школы, таким образом снимая нагрузку с государственных школ, в том числе, финансовую, а также решая проблему переполненности классов;
- решают задачи социализации и досуга для детей на семейном образовании;
- помогают успешно усваивать программу тем, у кого возникают сложности, снижая число неуспевающих детей в массовых школах;
- разрабатывают, адаптируют, тестируют и внедряют новейшие и давно забытые методики, методы, способы и подходы, в том числе из междисциплинарных направлений, таких как нейропсихология и нейропедагогика.
В «Ассоциации семейных школ», которая стала организатором этого события, сейчас созревают совместные проекты по обучению педагогов для альтернативных школ, казанскими представителями «Ассоциации семейных школ» разработаны «Родительские курсы» и занятия по развитию эмоционального интеллекта у детей. Всем этим Ассоциация готова делиться, чтобы как можно больше детей получали качественное и во всех смыслах здоровое образование и становились счастливыми и ответственными гражданами, способными вносить свой вклад в развитие общества и страны.
На вопросы «Вестей образования» отвечают организаторы и эксперты в сфере альтернативного образования.

Светлана Марзеева,
председатель Правления МОО «Ассоциация семейных школ»
Энергия взросления в школе и в жизни
– Почему главной темой конференции стало обучение и воспитание подростков?
– Альтернативное образование, или, как мы сокращенно говорим «А-бразование» – это во многом не про образование, а про взросление. В своих проектах школ мы сталкиваемся с фактом, что многие родители так и не смогли сами повзрослеть в школе, потому что взрослые рядом с ними тоже были инфантильные. Но когда их собственные дети дорастают до семи лет и сталкиваются с образовательной системой, то видят: что-то не то происходит, контакт с детьми разлаживается и мамы, папы начинают понимать, что не готовы к родительству, им сначала надо самим выйти из инфантильной позиции во взрослую, то есть стать сильными… И такие семьи приходят в альтернативу, где вместе с собственными детьми учатся самопознанию, саморегуляции, самостоятельности, самоконтролю, саморазвитию, самозащите, самоопределению, самовыражению… Потому что так устроены эти проекты, что там участники начинают осознавать свои роли: вот сейчас я беспомощен, и я в позиции ребенка, а сейчас я самоутверждаюсь, то есть, я подросток, а сейчас я – знаю, что мне делать, то есть, я взрослый…
Получается, что все мы, хотим того или нет, но являемся учениками школы взросления, которая называется «жизнь» и обучение в которой никогда не заканчивается. Ведь мы развиваемся, познаем и растем всю жизнь, а не только с 7 до 18-ти...
«Энергия взросления» – это про всех, это про содружество, союз, сотворчество детей, подростков и взрослых.
Нам было удивительно, что подростки так легко и так успешно подхватывают темы, которые мы считали только взрослыми, например, тему самоопределения альтернативных школ».
– Существует ли опасность запрета семейного образования?
– Я вижу много спекуляций и хайпа на мифе о якобы возможном запрете семейного образования, но не вижу никаких реальных предпосылок к этому. СО выгодно всем: оно экономит госбюджет, позволяет уменьшать число детей в классах, облегчая таким образом работу учителей, оно дает возможность законным способом вывести из контингента обучающихся неуспевающих и проблемных детей. Такие «неисправимые» ребята часто попадают потом в альтернативные школы, где выясняется, что им просто нужны были другие методики, методы, способы и подходы, нежели те, что допустимы для массовой школы. Об этом не принято говорить, но мы-то знаем, что даже сами вип-чиновники зачастую предпочитают тьюторов и репетиторов элитным школам, особенно сейчас, когда они уже не могут отправлять своих детей за средним образованием в школы Европы.
И если раньше многие справедливо отмечали, что у семей на СО возникают сложности с социализацией и досугом, то сейчас эта проблема снимается благодаря образовательным клубам, коворкингам и другим площадкам, объединяющим семьи, которые обучают своих детей вне школ.
Такие команды профессионалов мы собрали в Казани из разных городов. И мы не случайно выбрали местом конференции Казань: здесь число детей на СО за минувший год, по данным министра образования и науки Республики Татарстан Ильсура Хадиуллина, выросло почти на 50%. Мы видим, что региональным чиновникам из министерств остро не хватает информации о реальном положении дел, которую они могут получить на таких мероприятиях, как наше. Министру просто надо прислать нам своих представителей, чтобы они смогли познакомиться с результатами образования детей в А-школах, и тогда рост СО будет вызывать у него не панику, а радость и желание позаботиться о том, чтобы таких осознанных и внимательных к нуждам детей родителей становилось всё больше.
Елизавета Марголина,
ведущая экспертной сессии по анализу альтернативных образовательных проектов,
соорганизатор Школы-парка «Лестница» (Севастополь), корпоративный Антрополог и HR-эксперт

«Вот это было открытие!»
– Какие смыслы и ценности можно выделить в разных альтернативных проектах?
– Вначале исследователи выделили для анализа 4 группы проектов, но в процессе самоидентификации участники обнаружили, что нет никаких семейных школ! Вот это было открытие! Ведь его сделали представители «Ассоциации семейных школ», которые теперь стоят перед перспективой возможной смены названия целого сообщества, существующего уже 14 лет.
В итоге мы разделились на три группы, представлявшие три вида проектов.
- Самая многочисленная: «программные школы» с нарративом «мы растим вашего ребенка». Отсюда ведущая роль педагога, который ориентируется на академическую успеваемость и воспитание. Делает то, что должна делать массовая школа, но не может». С родителями крепкий контакт, но с дистанцией – контрактные отношения и взаимные обязательства.
- Ребенок обладает ограниченным выбором в рамках программы.
- Самая немногочисленная: «центры поддержки семейного образования». Нарратив «Мы помогаем вам растить вашего ребенка». Родитель – ключевая фигура, заказчик, идеолог взросления ребенка. Обращается к разным специалистам, чтобы вырастить «правильно». Все начинается с диагностики и далее идёт мониторинг.
- А-школы. Нарратив «мы – педагоги и родители – создаём условия для того, чтобы ребенок развивался, согласно своим целям». Родители, педагоги и дети в логике горизонтального взаимодействия.
Интересно, что в рабочем процессе принимали участие дети только из А-проектов. Дети из программных школ были в своих процессах общения.
Сергей Ветров,
спикер конференции «Энергия взросления»,
преподаватель физики, кандидат технических наук,
член правления российской Межрегиональной тьюторской ассоциации (МТА),
руководитель Марийской группы МТА

«Доверяйте альтернативным педагогам!»
– Противостоит ли альтернативное образование государственному, и в чем авторы альтернативных проектов видят перспективу для сотрудничества?
– Альтернативное образование не противостоит государственному, а дополняет его. Всегда есть ученики, которым нужен индивидуальный маршрут, своя тропинка. В рамках системы массового образования непросто, а порой и невозможно отыскать свою малую тропинку. И кто скажет, что вырастет из нестандартного, а иногда и сложного ученика: просто хороший человек или будущий первооткрыватель нового? И здесь на помощь массовым школам приходят альтернативные образовательные пространства – бережные лаборатории для поиска нестандартных решений, спрос на которые в образовании будет только нарастать. Именно такие участвовали в «Энергия взросления».
Мы считаем, что системе массового образования очень нужны новые и успешные способы образования, прошедшие испытания жизнью в альтернативных школах. Поэтому представителей государственной системы образования мы просим доверять альтернативным педагогам и оказывать поддержку родителям, взявшим на себя полноценную инициативную заботу (как того и требует закон) об образовании своих детей.
Елена Петряева,
кандидат педагогических наук,
руководитель центра аналитических исследований и моделирования
в образовании Научно-исследовательского института урбанистики
и глобального образования МГПУ
«Что ты хочешь создать сегодня?»
– Можно ли провести аналогию между А-школами и авторскими?
Да, А-проекты можно называть авторскими, в них «авторство» является одной из ключевых характеристик (вот научная статья про это).
Позволю себе процитировать некоторые тезисы из этой статьи:
- Создатели А-проектов приходят не с позиции потребителя готовых методик («расскажи мне, как правильно делать»), а с позиции автора или соавтора. Они сами создают образовательную реальность.
- Открыть А-проект может любой, в ком живет его внутренний ребенок и у кого душа поет от совместного творчества с детьми.
- А-проекты не основаны на жестких, унифицированных дидактических системах, они чаще всего представляют собой микс разных подходов, методик, концепций, собранный под конкретное видение их основателей. Образовательные цели и содержание в А-проектах формируются внутри сообщества, исходя из задач и потребностей самих участников (детей, родителей, учителей). Это также подчеркивает авторский, а не репродуктивный характер проектов.
Какие новые идеи продуцируют А-проекты?
- Главным результатом образования объявляется не набор академических знаний, а становление субъектности и самостоятельности ребенка. Знания и успешная сдача аттестаций рассматриваются как возможный «побочный эффект» этого процесса.
- В отличие от государственной школы, где основной заказчик – государство, в А-проектах заказчиками провозглашаются сами ученики, их родители и учителя. Образовательный процесс строится вокруг их актуальных запросов и ценностей.
- Педагог в А-проекте – это не транслятор знаний, а наставник, проводник, наблюдатель. Важными качествами учителя признаются эмоциональный интеллект и умение «чувствовать настроение ребенка».
- А-проект – это не просто школа, а сообщество людей, объединенных общей ценностью, которое может превратиться в «единую семью». Акцент делается на глубоких межличностных связях, доверии и совместном пути даже после окончания формального обучения.
Из реальных примеров: «Академия Фонариков имени Папы и Мамы» (Москва), Семейная (не)школа «Искатели» (Калининград), Школа-парк «Лестница» (Севастополь), «Детская Игровая Мануфактура» (Москва), Образовательное пространство «Квазар»(Санкт-Петербург), семейный клуб и образовательный коворкинг «Оазис» (Звенигород), онлайн-школа «Познание» (Сочи).
Вместо уроков по расписанию может быть «студия», открытая с 10:00 до 15:00. Ребенок может выбрать, присоединиться ли ему к математической игре, поработать с учебником или пойти играть во дворе. При этом в студии одновременно находятся разновозрастная группа детей и наставник.
Педагог может спросить ребенка не «Какую тему мы проходим?», а «Что ты хочешь создать сегодня?». Это смещает фокус с усвоения программы на личную инициативу и авторский замысел.

Фотографии предоставлены Ассоциацией семейных школ
Материалы по теме:
- Школа вне правил: альтернативное образование в мегаполисах России
- За последние 8 лет число детей на семейном образовании выросло в пять раз














