Подростки // Статья

Смотреть или чувствовать: почему современные подростки смотрят старые фильмы


Смотреть или чувствовать: почему современные подростки смотрят старые фильмы
Фото: wallhere.com

Несколько лет я занимаюсь образовательной медиадеятельностью со школьниками. Перед каждым Новым годом или каникулами я предлагаю им составить список фильмов, которые бы они рекомендовали другим ученикам. И каждый раз удивляюсь тому, что в этих списках, составленных учениками разного возраста, всегда присутствуют старые советские фильмы.

Однажды четвероклассник предложил посмотреть фильмы «Телеграмма» 1972 года и «Детский мир» 1982 года. И если первый фильм все-таки о приключениях школьников, то второй фильм – о любви между мужчиной и женщиной. Да, там тоже есть ребёнок, и главный герой 31 января делает все возможное, чтобы осуществить мечту мальчика, но основная идея фильма в любви, преодолевающей все преграды, жертвенной, искренней, глубокой.

В канун 2021 года мои ученики-подростки предложили очередной список, и вновь… старое и доброе отечественное кино. Почему? Что их цепляет в нем? Досматривают ли до конца, ведь раньше в кино было много диалогов, пауз, музыки, панорамных съемок? И я решила провести небольшой опрос среди подростков.

Денис Антонов, 9-й класс:

– Я люблю приключенческий жанр, и мне нравятся именно старые фильмы. В них передается масштабная атмосфера, которая создается естественными съемками, прекрасной музыкой, игрой кадров, разными режиссёрскими находками. Всегда наслаждаюсь просмотром и пониманием смысла фильма, что в нынешнем кино отсутствует практически полностью.

Варвара Новичихина, 10-й класс:

– Для меня старые фильмы – это атмосфера.

В современных фильмах много компьютерной графики, неестественности, но нет тех ощущений, которые дает старый фильм.

Настоящая еда, настоящие чувства, сюжеты разворачиваются на обычных улицах города или в помещении, которое абсолютно реалистично, люди выглядят максимально естественно: одежда, макияж, телодвижения, поступки, слова – это и есть атмосфера. И это, конечно, нельзя сравнить с современными фильмами, которые можно записать в одном здании и лишь добавить эффекты.

Чувства героев старого кино такие открытые и понятные, глубокие и искренние, что у меня как зрителя это вызывает сопереживание. Или, как говорят сейчас, тренирует эмпатию. Я не считаю, что старые фильмы – хорошо, новые – плохо. Совсем нет! Я просто думаю, что это совсем разное, и, выбирая фильм, нужно понимать, что ты хочешь: смотреть или чувствовать.

Аня Ильина, 10-й класс:

– Зачастую, чтобы восхититься фильмом, недостаточно одного просмотра. Пересматривая уже знакомое кино, мы видим новые детали, начинаем лучше понимать сюжет, героев, переосмысливать их поступки, слова.

Я часто пересматриваю старые фильмы, потому что мне нравится винтажность кинопленки и глубокое качественное воспроизведение сюжетов.

Современные фильмы сильно «загримированы» спецэффектами, а старое кино помогает посмотреть красоту простых кадров, которые созданы людьми другого поколения и которые показывают их мысли.

Дарья Чиркова, 10-й класс:

– Мне кажется, что подростки смотрят старинные фильмы, потому что они добрые и искренние. Этого сегодня, увы, мало. А еще потому, что в старинных фильмах показаны проблемы того времени, но они настолько актуальны сегодня, что смотреть на них через линзу прошлых лет гораздо интереснее!

Дмитрий Лапыгин, 10-й класс:

– Я считаю, что старые фильмы интересны современному подростку тем, что в них на первом плане жизненные (обыденные) проблемы, простенькие и понятные массовому зрителю.

Герои советских кинофильмов – это люди, которые угодили в сложные жизненные обстоятельства, но не утратили способности любить, дружить и быть совестливым с самим с собой.

Также спецификой старых кинофильмов является то, что они сделаны поштучно. После открытого финала хочется думать, а не ждать очередной серии, где за тебя уже все придумали сценаристы и режиссёры.

Элина Иванова, 9-й класс:

– Вообще-то я не фанатка старинных фильмов, но мне кажется, что большинство из них намного лучше по содержанию, нежели современные фильмы. В кинематографе нашего времени очень много мусора, сиюминутности, скорости.

Анна Мишучкова, 10-й класс:

– Сейчас в киноиндустрии есть любые возможности: спецэффекты, оборудование, грим, каскадеры и так далее, это очень здорово, но в те времена всего этого не было. Это и является главной ценностью старого кино – натуральность отношений. Я расскажу о конкретном фильме, который смотрела с огромным удовольствием по совету своего педагога – «Человек, которого я люблю», 1967 года. Фильм о взаимоотношениях отца с сыновьями. Режиссером и актерами необыкновенно тонко переданы чувства всех героев, трудности взаимоотношений и внутренняя борьба. В фильме нет лишних слов. И это не скучно. Когда смотришь на раздумья героя, на мыслительный процесс, который выражает его лицо, движения, понимаешь его мысли. Сам по себе фильм трогательный и светлый, чего, как мне кажется, не хватает в современных фильмах. В этом году фильму будет 55 лет, а как знаком сюжет всем нам, нынешним подросткам и нашим родителям.

5 советских чувственных фильмов

Читая эти отзывы, я понимаю, что современным детям не хватает таких чувственных и натуральных фильмов. Поэтому я приготовила свой список.

На случай, если хочется чувствовать и думать.

1. «Мужской разговор», 1968 год

Герой фильма, восьмиклассник Саша Ларионов, переживает сложный период жизни – его мать ушла из семьи, полюбив другого человека, но у отца Саши не хватало мужества сказать сыну правду. Порядочный человек, мужественный фронтовик, морской офицер, привыкший говорить и поступать с людьми честно, он не знает, как вернее и наименее болезненно объяснить сыну поступок матери. Гениальной, на мой взгляд, картину делает всё: и сюжет, и музыка великого Яна Френкеля, и актерский состав с Василием Шукшиным в главной роли.

2. «Камертон», 1979 год

Герои фильма – ученики девятого класса. Фильм рассказывает о проблемах воспитания подростков в семье и школе, оценке учителями учеников как личностей, соперничестве в классе за лидерство, чистоте и морали людей. Также в фильме поднимаются темы сложности взросления и первой любви.

3. «Серебряные озера», 1980 год

Главный герой фильма, 20-летний сын генерала Сергей, бросает институт и приезжает в древний русский городок. Чудесная природа, средневековый монастырь, сказочной красоты озера... Желание самоутвердиться, честолюбивая мысль о собственной непоколебимой честности и правоте приводят Сергея к разрыву с родными и друзьями. Сергей не боится идти против всех. Но с какой целью? В финале картины он невольно стал виновником нелепой гибели ровесника...

4. «Признать виновным», 1983 год

Коля Бойко – симпатичный старшеклассник из благополучной семьи, избалованный сын успешной журналистки и начинающий бандит. Неожиданно для собственных родителей он начинает проявлять криминальные наклонности. Обидеть слабого, обокрасть ребенка, втянуть друзей в сомнительное дело – это для Коли обычный «досуг». Его первые шаги по наклонной замечает капитан милиции Сергей Воронин, инспектор по делам несовершеннолетних. Он пытается спасти парня от печальной участи, к которой приводит хулиганов чувство собственной безнаказанности и равнодушие окружающих.

5. «Второе рождение», 1980 год

Хороший парень из благополучной семьи Гена Русанов учится в институте, любит девушку и уже готов жениться. Невеста счастлива и тоже ждет свадьбы. И вдруг с Геной что-то произошло. Он начинает пить водку и очень быстро опускается на самое дно. Но за ним наблюдают хорошие и чуткие люди. Они не дадут Гене окончательно погибнуть и помогут вернуться к честной и здоровой жизни.

Опрос школьников проведён с участием ученицы 10-го класса московской школы № 962 Юлии Чугуновой.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube