Недавно со мной произошла такая ситуация, которая заставила серьёзно задуматься над проблемой: как цифровые технологии и весь этот мощный прогресс повлиял на мышление и подход к обучению наших учеников. А вот что произошло.
Я вела урок в седьмом классе. Мы рисовали интеллект-карту. Она нужна для правильной формулировки цели творческого проекта, а также для понимания, как его реализовывать дальше. Интеллект-карта помогает структурировать деятельность и информацию внутри проекта, понять, какие нужны ресурсы, искать их и т.д. Для карты нужны разноцветные фломастеры или карандаши, так как одним цветом ты рисуешь ресурсы, другим – людей, которые помогают в проекте и так далее. Причём, чем больше цветов используешь, тем визуально она понятнее и информативнее.
Поставила я перед школьниками несколько банок с фломастерами, которых было в пять раз больше, чем детей. И вдруг... семиклассники стали спорить, ругаться, отбирать фломастеры друг у друга. Такое я видела впервые за 7 лет работы в школе.
Говорю: «Ребят, вы чего? Тут всем хватит». Они остановились и смотрят на эти банки. Мы стали обсуждать эту ситуацию, и выяснилось, что у них нет фломастеров дома. Есть только ручка, простой карандаш и компьютер. «А нам зачем они, – отвечают школьники, – мы же в основном печатаем, в тетрадях пишем ручкой, а чертим и подчеркиваем простым карандашом».
И ведь, по сути, так и есть. Начальная школа уже закончилась, творческих заданий на уроках мало, стенгазет, как раньше, нынешние школьники практически не создают. А на ИЗО больше рисуют красками. Для меня это был очень сильный вызов. Не ожидала, что такое произойдет. Но больше всего меня поразило продолжение этой истории.
Подошёл мальчик и говорит: «Я принёс вам тему своего проекта, расписал её». А я в самом начале учебного года просила детей завести тетради, записывать туда какие-то важные вещи. Для меня это принципиальный вопрос, потому что я всегда пишу от руки и знаю, как сильно это влияет на память, воображение, формулирование речи, фокусировку внимания, усидчивость и так далее.
Конечно, я обрадовалась, что ученик так постарался и всё расписал.... А он открывает тетрадь, а там – барабанная дробь! – вклеенная распечатка.
Текст не написан от руки, не срисован, не записан схематично. Просто лист в формате Word вклеен. То есть он его напечатал на компьютере, распечатал и вклеил в тетрадь. Я спросила: не легче ли было написать от руки? Это сберегло бы не только время, но и дополнительно бумагу и краску принтера. А он ответил, что не проще, потому что он так делает всегда».
То есть у нас растёт поколение детей, которые не умеют писать от руки. Они не понимают границ и формы листа.
Было такое, что я говорю: «Пишем слово “проект” в центре листа». Они пишут в левом крайнем углу. Спрашиваю: «Зачем? Ты же видишь, что в примере слово написано в центре?». Но у ребенка нет понимания, он не чувствует, что писать надо сразу же в центре. В компьютере-то все отформатировано. Ты изначально пишешь слева вверху, а уже потом двигаешь текст, куда тебе нужно. И это в большей степени механические движения.
Именно поэтому я считаю, что детям просто необходимы креативные творческие уроки, на которых у них будет возможность наверстать эти полезные навыки. И да, нужно чаще писать от руки. Что писать? Да что угодно! Воспоминания, мысли, описывать эмоции, переписывать фразы или стихи. А ещё можно рисовать, разукрашивать, вырезать и приклеивать.
Тактильных ощущений от прикосновения к различным поверхностям, например, к карандашу, ластику, ножницам, и умелого владения ими ничто не заменит. А ещё это развивает кругозор, уверенность в себе и творческие способности. Ведь это большое удовольствие наслаждаться не только тем, ЧТО написано, но и КАК это сделано.