Личный опыт // Очерк

«У каждой игрушки – свои тетрадки»: как детская игра «в учителя» смогла стать профессией и смыслом жизни


«У каждой игрушки – свои тетрадки»: как детская игра «в учителя» смогла стать профессией и смыслом жизни
Фото из личного архива Светланы Бирюковой

Наша встреча произошла в пути – мы оказались в одном купе поезда Москва–Ульяновск, когда ехали по приглашению оргкомитета Всероссийского конкурса «Студент года. Педагоги». Нас пригласили в экспертный совет, где мы должны были оценивать мастерство начинающих специалистов: открытые уроки, мастер-классы, выступления и так далее.

Светлана Валерьевна Бирюкова – учитель начальных классов со стажем 19 лет. Четыре полных выпуска, более 120 учеников, мероприятий, букетов и жизненных историй о её учениках не счесть. Мы ехали 14 часов и почти всё время говорили. Она с таким жаром и увлечением рассказывала про своих учеников, что желания спать даже не возникло. Вообще это удивительно, как, проработав столько лет, не потухнуть, не очерстветь, не устать – ведь школа это круговорот: первый класс, второй, третий, четвёртый и опять первый...

– Поддержка коллег – обязательна, – не задумываясь, отвечает Светлана, – и важно иметь собственные интересы. Я очень люблю отдыхать с семьёй, пою, рисую, занимаюсь рукоделием, пишу стихи. Очень люблю ходить по музеям, путешествовать по небольшим городам России, собирать грибы. А ещё на малой Родине в Ярославской области участвую в творческих мероприятиях. Мы в клубе села Загорье, которому в этом году исполнилось 180 лет, собираемся творческим коллективом и постоянно проводим концерты к праздникам. На 9 мая у нас две традиции. Одна – выступление с папой на концерте: я пою, а папа поёт и играет на гитаре. Вторая традиция связана с историей моей семьи: сын как курсант военно-патриотического отряда «Святогор» 2083-й школы города Москвы возлагает венок к памятнику, у которого когда-то также чтил память погибших односельчан его прадед. Об этой истории я даже сочинила стихотворение.

Не прервётся связь поколений

А в памяти далекие восьмидесятые года,
И памятник в саду...
Стояли рядом с дедом мы тогда...
Но ход времён остановить не в силах.
Теперь несу букет цветов я на могилу,
А к памятнику с сыном прихожу...
И все, что знаю, я про деда расскажу:
Как две войны прошёл и ранен был не раз,
К каким наградам был представлен.
Надеюсь, ты, сынок, запомнишь мой рассказ
Про прадеда и его подвиг славный!
Связь поколений не умрет в веках,
Ее должны продолжить наши дети...
И будет память вечно жить в сердцах,
Мы помним долг и за него в ответе.

Общаясь со Светланой, я ещё раз утвердилась в мысли, насколько талантливы, многогранны и удивительны наши учителя. И, как часто бывает, первое мнение о них обманчиво. Ведь стоит разговориться, послушать, дать высказаться – и перед тобой откроется целый мир из людей, историй, событий, эмоций, впечатлений... А ведь у неё как у всех: уроки, тетради, дети, родители, конкурсы, внеурочка, а ещё семья, увлечения и профессиональное развитие.

«На этом и стоим, – говорит Светлана, – творчество и стремление к развитию. Придумать гимн родного села – не проблема, поздравительную песню коллективу школы – пара часов, составить образовательный квиз – сделаю. Я этим живу. Эмоции, которые получают люди от всего этого, дают мне энергию делать больше. Для меня очень важно дарить людям эти позитивные эмоции».

В сентябре Светлана стала лауреатом Всероссийского профессионального конкурса «Первый учитель».

– Почему ты стала учителем?

– Мечтала об этом с детства. Играла в школу с куклами и мягкими игрушками. Разговаривала с ними, сама мастерила для них тетрадки и учебники. Потом, как все девчонки, хотела стать певицей и актрисой, но стала учителем и по сути реализовала все детские мечты. Ведь учитель – тоже публичная и очень творческая профессия. Каждый урок – как выход на сцену.

– Почему учителем начальных классов?

– Эти дети очень искренние. Они ещё не могут лукавить, обманывать, предавать. И для меня важно заложить в них доброе зерно, которое прорастет и станет приносить ещё больше добра. В моей педагогической практике есть случай, когда я поняла, какое сильное влияние может оказать первый учитель на ребёнка даже в выборе будущей профессии. Два года назад в нашу школу пришла молодая учительница – моя ученица. Я сейчас её наставник уже как коллега.

– Какие, на твой взгляд, можно назвать педагогические принципы настоящего учителя?

  1. Не иметь любимчиков.
  2. В каждом ученике увидеть его собственный уникальный потенциал.
  3. Быть открытым и доступным для учеников.
  4. Воспитывать личным примером. Ведь многие дети смотрят на нас, взрослых. Например, если учишь доброму отношению к животным, делай это сам.
  5. Учитель должен быть современным, а ещё лучше – видеть перспективы развития. Например, чему нужно научить детей сегодня, чтобы завтра эти специалисты были востребованы. Очень важно воспитать детей такими, чтобы они не потерялись в этом непростом и изменчивом мире.
  6. Быть самодостаточной личностью, интересным и интересующимся.
  7. Иметь внутренний стержень, не изменять своим жизненным ценностям.

За разговором мы не заметили, что уже светает. Мы подъезжали к Ульяновску, где нас ждали студенты педагогических вузов. Они наверняка нервничали в эту ночь, ведь впереди – серьёзный конкурс. Но я точно знаю, что в номинации «Педагог начальных классов», экспертом которой станет Светлана Бирюкова, победят достойные студенты. И уже очень скоро они придут в школы и скажут: «Здравствуйте, ребята. Я – ваш первый учитель».


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube