BIG DATA // Статья

​Какие задачи решает цифровой консорциум?


​Какие задачи решает цифровой консорциум?
Фото: fishki.net

Дистанционные технологии становятся неотъемлемой частью нашей жизни, Доля студентов, проходящих обучение на онлайн-курсах, увеличилась с 5% в 2015 году до 49% в 2020-м. Всего в период пандемии используют дистанционные технологии порядка 1 млрд учащихся в мире. Методики применения информационных технологий требуют всестороннего изучения и переосмысления. В настоящее время создается консорциум «Цифровая дидактика», в состав которого войдут университеты и цифровые корпорации, реализующие масштабные проекты в сфере образования: Московский городской педагогический университет (МГПУ), Томский государственный университет, академия Министерства просвещения Российской Федерации, издательство «Просвещение», образовательные компании «Нетология» и «ИнтернетУрок», банк ВТБ.

Мы попросили проректора МГПУ Кирилла Баранникова рассказать о задачах и перспективах деятельности новой организации.

Ключевая задача консорциума состоит в том, чтобы ответить на вопрос: что представляет собой цифровая образовательная реальность в условиях пандемии? Проблема в том, что мы не очень понимаем, какова доказательная база тех или иных решений, связанных с цифровым образованием. Например, как отбирать контент в условиях цифровой дидактики; как устроен урок и должен ли он сохраняться в своем традиционном виде; как формировать мотивацию учащихся и много других вопросов, на которые нет ответа со стороны исследователей.

Поэтому первым треком, первым большим направлением работы консорциума является проектирование и проведение социологических исследований, позволяющих судить о том, как меняется образовательный опыт детей, учителей, родителей в процессе использования различных онлайн-платформ и сервисов.

Второе направление связано с изучением того, как устроены современные практики работы с цифровыми ресурсами.

Очень важно собрать банк таких успешных практик в самых разных сферах: применения иммерсивных технологий – виртуальной и дополненной реальности, работы с большими данными и цифровыми следами, использование технологий искусственного интеллекта в образовании. Для этого нам предстоит изучить и сравнить опыт ведущих научных и образовательных организаций в России и за рубежом.

Третье направление – это производство разного рода образовательного контента: онлайн-курсов, цифровых тренажёров, конструкторов, симуляторов, построенных на основе новой дидактики.

Четвертая задача – презентация и обсуждение этих продуктов на конференциях, других экспертных мероприятиях. Со временем могут возникнуть полноценные большие программы по переподготовке учителей и развитию их цифровых компетентностей.

Таким образом, консорциум ведёт работу по четырём трекам – два исследовательских и два, касающихся распространения и продвижения новой дидактики образования.

Кроме того, мы понимаем, что дистанционные технологии и большие данные задают новые методики оценивания образовательных результатов.

В частности, возникает вопрос: должны ли мы напрямую оценивать результаты ребёнка или можем фиксировать его цифровой след и на основании этого делать вывод о его достижениях, включая soft skills (мягкие навыки).

Весь сюжет с цифровыми технологиями, распознаванием эмоций, машинным зрением открывает возможности комплексно оценивать не только знаниевую часть, но и универсальные метапредметные навыки.

Еще одна дополнительная задача касается исследования существующих образовательных онлайн-платформ, но, скорее, не в разрезе их технологических, а дидактических и методических особенностей и разработки конкретных рекомендаций для педагогов по результатам изучения этих электронных ресурсов.

Со временем возможно появление программ переподготовки и повышения квалификации учителей в области цифровых компетентностей.

Надеемся, что в процессе работы консорциума сформируется экспертное сообщество, которое будет мыслить по-другому, что, безусловно, очень важно для развития новой дидактики.



Новости





























































Поделиться