Все будто в стихотворении: «Рас-стояние: версты, мили, нас рас-ставили, рас-садили». Прошедшие несколько недель, когда карантин разделил детей и учителей экраном, запрятав всех по домам, показали, что многое в школьной жизни требует переосмысления. И разговор даже не столько про назревшие изменения итоговой аттестации или про столь активно обсуждаемые, но столь же явно несформировавшиеся цифровые компетенции, или даже не про создание многих и многих электронных платформ.
Происходящий цифровой переворот придал энергии, нарастил плоть другой дискуссии. И хотя голос этого разговора остается еще не столь очевидным, но сила его будет расти. В тот момент, когда сыграются многие технические вопросы и пройдет испуг или очарование онлайн-общения, главным станет вопрос о новой дидактике онлайн-обучения.
Родители и дети, и сами учителя увидели, что онлайн возможен, не без сбоев, но возможен. Частой становится мысль, почему мы не делали так раньше. В этой новой реальности важными оказываются вопросы, чему и как учить.
Последние полтора-два года идут ожесточенные дискуссии о новом стандарте школьного образования. Разгоревшиеся споры не просто «дележка» часов между предметами или переброска дидактических единиц между годами обучения. Дискуссия – фундаментальна, она о том, какую модель положить в основу национального куррикулума. И вот сложившаяся ситуация предъявляет свою основу для стандарта.
Свобода как основа стандарта. Странная и неожиданная для самой категории этого документа. Но именно свобода оказывается наиболее продуктивной.
Свобода как самостоятельность учащегося. Она дает возможность больше действовать, решать, выбирать самому. Выбирать учебный материал, темпы работы, форматы.
Отсюда и стандарт оказывается не лекалом учебного материала, а контуром – адаптивным и дающим множество вариаций.
Свобода как выход за границы одной школы. Так возникают нелинейные треки обучения, где школа, онлайн-сервисы, самообразование, дополнительное образование, окружающее пространство города складываются как конструктор. Так и стандарт становится точкой сборки целей обучения, образовательных результатов, представляя учащимся широкие возможности тонкой настройки образовательной программы.
Свобода как фундамент культуры в школе, в классе, в общении учителя и учащегося. Стандарту почти невозможно построить такую культуру, но очень легко ее запретить – жесткостью, предзаданностью, стремлением максимально регламентировать работу учителей и школы. Этого и надо бы избегать.
Приглашаем 18 апреля на Сетевую межрегиональную конференцию «Эврика-Авангард – 2020», где в формате дискуссий и проектных групп будет сформирована инициатива «ФГОС 4.0» по ключевым содержательным направлениям.