Образовательная политика // Тема дня

Учителя в академики!


Учителя в академики!
Коллаж Натальи Дюковой. Использованы фото с сайта riamo.ru, kommersant.ru

В декабре 2019 года Артем Соловейчик выразил недоверие министру просвещения О. Васильевой, после трагедии со школой Щетинина. В январе 2020 г. произошла смена правительства, в т.ч. сменилось руководство Минпросвещения. Бывший министр была трудоустроена на должность председателя попечительского совета Российской академии образования. В мае 2021 г. состоится общее собрание РАО, на котором председатель попечительского совета может стать академиком, не пройдя этап «член-корреспондента», что даст ей возможность претендовать на пост президента РАО. Изменения в Уставе РАО, которые позволяют миновать статус «член-корра», позволяют стать академиком не только экс-министру, но и деятелям образования, выдающимся педагогам, достигшим высших достижений не в исследовательской, а в просветительской и педагогической деятельности. Например, таким педагогом-академиком может стать и Артем Соловейчик. И тогда пути О. Васильевой и А. Соловейчика снова могут пересечься. «Слишком смелая фантазия» - скажете вы?

Ну, и не такие смелые фантазии сбывались…

По новому уставу РАО академиком может стать не только уже избранный член-корреспондент, не только видный ученый, доктор наук с солидным Хиршем и наличием статей и монографий, но и выдающийся деятель образования, не являющийся ни членом-корреспондентом, ни даже доктором наук.

Злые языки утверждают, что эти изменения в уставе академии сделаны специально, чтобы Ольга Васильева, бывший министр образования, ныне председатель попечительского совета академии, доктор, но не членкор, 28 мая стала академиком. А потом, через месяц примерно, в конце июня – и президентом РАО. Потому что стать президентом, не будучи академиком, нельзя. Но это, наверное, они от личной неприязни к уважаемой (уважаемому) председателю попсовета так утверждают. Мы же далеки от подозрения в личной выгоде. Мы считаем, что за этим стоит идея отдать дань уважения и признательности тем, кто, возможно, не сделал академической карьеры, весьма достойной и почитаемой, не стал членкором, и тем не менее достиг педагогических и образовательных вершин. Создание школ, сообществ, педагогическое творчество, инициативы и инновации, написание книг и статей не только научных, но и публицистических, журналистских материалов… в общем, на педагогическом небосклоне есть немало звезд, которые вполне могут стать частью академического сообщества. Потому что педагогика сравнима с искусством, это ведь вечная истина. А в искусстве научные изыскания и мастерство художника – не одно и то же. Хотя обе стези одинаково почетные.

Здесь для нас ярким образцом являются, безусловно, традиции французской академии, наиболее известным членом которой, как мы знаем, был Виктор Гюго, и также наша отечественная традиция Императорской академии наук, особенно по разряду изящной словесности, созданному в год столетия великого поэта А. Пушкина.

Громкая история с избранием почетным академиком в конце зимы 1902 года молодого писателя Максима Горького; желающие могут узнать все подробности на соответствующих ресурсах в сети, нам же здесь интересно то, что писатель на момент избрания не только не жил в столице (академиков никогда нельзя было собрать очно на заседания), но ему даже был запрещен туда въезд. И более того: избранный академик состоял под гласным (!) надзором полиции. Вот был конфуз! А вы говорите – изменение Устава академии под конкретное лицо. Да это просто мелочь, а не конфуз.

Ну так вот. Я считаю, что изменения в Уставе академии, позволяющие избираться не членам-корреспондентам сразу в академики – отличная возможность восстановить историческую справедливость, уравнять в правах академичности выдающихся представителей «педагогики как науки» и не менее выдающихся деятелей «педагогики как искусства».

Я готов от имени сообщества «Эврика» предложить таких, на мой взгляд, выдающихся деятелей образования, как Ефим Рачевский, Артем Соловейчик, Александр Сайбединов (Томск), Алексей Воронцов, Сергей Волков, Александр Петрынин (Хабаровск), Алексей Бабетов (Екатеринбург), Алексей Голубицкий (Калининград), Михаил Мокринский, Михаил Черемных (Доброград), Мария Миркес (Новосибирск), Александр Рывкин, Ирина Осетрова (Красноярск), Дмитрий Фишбейн… О каждом из них можно написать не только диссертацию, но и книгу, а то и снять фильм. Каждый из них совершил, без преувеличения, подвиг в педагогике. Каждый – герой и уж точно – академик в профессиональной среде. И уж если говорить о престиже учительской профессии, то звание академика для каждого из них станет мощным фактором изменения оценки обществом внимания к учительству.

…Изберут ли при этом академиком саму Ольгу Васильеву или нет, меня, честно говоря, мало волнует. Есть старый анекдот про конкурс проектов тоннеля под Ла-Маншем, когда автор одного проекта на вопрос: «Как будете рыть тоннель?» – отвечает: «Ну как? Одна бригада будет рыть со стороны Франции, другая – со стороны Англии. Встретятся – будет тоннель». – «А не встретятся?» – «Ну, будет два тоннеля».

Остается один вопрос: «А сами-то вы, Александр Изотович, готовы пойти в академики?» Из разряда шукшинского «срезал».

Три версии ответа. Первый – в стиле «генерал Чернота»: «Я, грешный человек, нарочно бы записался в академики. Записался, в конце июня проголосовал на выборах президента РАО и обратно выписался». Второй – в стиле «мушкетер Атос»: «Для учителя физики это много, а для лидера “Эврики” – слишком много».

Третий – в стиле героев «Ликвидации»: «Вот кто такой академик? В чем его роль для образования? Не знаю».

…А вот если помечтать! Предположим, только предположим, прошли выборы академиков 27 мая. И на пост президента Академии образования претендуют Ольга Васильева и Артем Соловейчик. И вот выступают они на выборном общем собрании академии в конце июня и предлагают свои программы! И рисуют картину развития школы, образования, роль научного сообщества, перспективы учительства и союза с учеными… Все телеканалы страны и даже CNN пришлют свои камеры снимать этот репортаж. Само это событие придаст выборам и самой академии популярность и авторитет.

Вот ведь как получается – из, казалось бы, плохой идеи изменить правила для неблагого дела может свершиться благо. Ну чистый Гете. Помните про ту силу, «…что вечно хочет зла и вечно совершает благо»?

Читайте также: Министерством просвещения управляют профессиональные борцы с сектантством



Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube