Качество образования // Статья

Школьный календарь как творческий проект


Школьный календарь как творческий проект
Замдиректора гимназии «Корифей» Мария Калужская и директор Алексей Бабетов

Календари бывают разные: настольные, настенные и карманные, отрывные и перекидные, строгие линованные и весёлые в крапинку… Выпускаются они в огромном количестве перед Новым годом просто глаза разбегаются. Тут вам и напоминалки с лайфхаками, и бизнес-планинги, и задорные бычки с гороскопами на каждый день.

Спрашивается, как при таком разнообразии придумать свой – полезный и симпатичный – школьный календарь? Нужен ли вообще собственный календарь школе?

Чтобы ответить на эти вопросы, надо бы разобраться, зачем и для кого делается календарь, будет ли он востребован, интересен ученикам, родителям, педагогам, выпускникам? Какой аспект школьной жизни сможет отразить? Порадует ли друзей и коллег, если они получат его в качестве сувенира?

Гимназия «Корифей» выпускает собственные календари уже не первый десяток лет. Особое внимание уделяется настольным календарям: ведь они самые информативные, содержат 12 страниц с оборотами, где (помимо обычной сетки из трёх десятков дней) можно разместить тексты, рисунки и фотографии, мемы, логотипы, QR-коды и пр.

Календарь имеет все шансы стать визитной карточкой школы, инструментом её продвижения и (главное!) уникальным творческим, социальным или образовательным проектом.

Каждый учебный год у нас имеет определённую тему. Это очень удобная рамка, в которую помещаются все ключевые события и процессы – от праздников до учебных исследований. Цвета и стили, оформительские решения, герои и слоганы, содержательные акценты образовательной программы сходятся в единый фокус. Например, темы последних трёх лет:

  • «Мастерская мечты» (2018–2019) – о том, как претворять мечты и планы в жизнь;
  • «Атлас возможностей» (2019–2020) – как делать выбор и создавать возможности;
  • «Единство непохожих» (2020–2021) – как ценить различия и развивать уникальность.

В соответствии с темой года создаётся и календарь. На старте мы собираем группу из разных представителей сообщества – детей и взрослых – и занимаемся генерацией идей. О чём будет новый календарь? Как правило, сначала рождается около десятка предложений, после обсуждения остаётся две-три основных версии. Авторы делают небольшие анонсы и эскизы, публикуют их в сети, представляют вживую – а потом идёт общее голосование.

Требования к идее простые: для создания календаря требуется поисковая и/или творческая работа, он должен открывать нам что-то новое и интересное, в подготовку желательно включать целую группу людей разного возраста. Ну и конечно (поскольку это корифейский продукт), календарь призван представлять школу в её креативной ипостаси).

Темы календарей последних лет:
  • 2018 год – Календарь Книгочея. Каждый месяц рассказывает об одной книге, которую стоит прочитать. Сперва идут книги для младших школьников (январь-апрель), затем – для подростков (май-август) и наконец – для юношей и девушек, «обдумывающих житьё». Авторы страниц – ученики, родители и педагоги гимназии, самые активные посетители школьной библиотеки.
  • 2019 год – Год Большой Мечты. Календарь посвящён знаменитым мечтателям – тем, кто ещё в детстве нашёл свою путеводную звезду и двигался к ней всю жизнь. Учёные, писатели, предприниматели, педагоги и полководцы – гимназисты собрали интересные сведения о Ж.-Ф. Шампольоне, И. Штраусе, Николе Тесле, Жюле Верне, Генри Форде, Александре Суворове, Юрии Гагарине и др. Оказалось, что им всем удалось осуществить заветные мечты своего детства.
  • 2020 год – Кодекс Корифеев в кратком изложении с символами и иллюстрациями. Кодекс из 12 пунктов, составленный в ходе открытого обсуждения, закрепил важнейшие нормы взаимоотношений внутри гимназии. При его разработке использовались формулировки Agile манифеста, принципы коучинга и пр. Вот отдельные положения: «В нашем сообществе люди важнее формальных правил и процедур», «Считаем ошибки необходимыми ступенями для движения вперёд»; «Верим в неограниченный потенциал каждого: у вас есть всё необходимое для достижения самых амбициозных целей».
  • 2021 год – Год Проектов. Новый календарь стал презентацией основных проектов года. Каждый месяц представляет свою тему и имеет «второе название», отражающее суть проектной идеи. Январь – «Здороварь» (Строительство спортзала), Февраль – «Персональ» (Персонализированное обучение), Май – «Успемай» (проект «Факторы Успеха»: адаптация и развитие молодых педагогов), Июль – «Библиюль» («Мобильная библиотека»), Октябрь – ITябрь («Мобильный Корифей»: внедрение цифровых технологий в обучение) и др. Для каждого месяца придумана своя пословица: «Учение цифрой не испортишь»; «Книга не воробей: загрузил и читаешь»; «Год на весну поворачивает, а обучение – на персонализацию».

Итак, идея принята на «ура» – что дальше? Определяем конкретные задачи для группы, работающей над содержанием (текстовыми блоками): поиск данных, сочинение пословиц или сбор советов от книголюбов; для гильдии художников (рисуют все желающие! – от 7 до 18 лет, индивидуально или группами): здесь нужно ТЗ на каждый месяц, предварительное обсуждение и приём эскизов на конкурс.

Конечно, есть куратор проекта – на нём общая сборка; редакторы и корректоры, дизайнер и администратор, отслеживающий сроки, отвечающий за связь с типографией и выпуск конечного продукта.

Иногда в календарь включается небольшой интерактив: например, нужно найти ошибку в данных, несоответствие текста и рисунка, дополнить фразу или обвести определённые даты, а потом сообщить о своих находках, например, через Инстаграм. К выпуску календаря можно приурочить квест с поиском дополнительных сведений, получением автографов, созданием цифровых версий и т.п. Выпуск нового коллективного творения лучше сопровождать общешкольной презентацией, рассказом о главных «фишках» и аплодисментами всем участникам проекта. В условиях ограничений презентация может пройти онлайн – в виде трансляции.

Итак, в итоге получаем «три в одном»:
  1. собственный календарь с указанием всех корпоративных дат и событий;
  2. интересный творческий и образовательный проект;
  3. превосходный сувенир, который с радостью получает не только каждая корифейская семья, но и «внешние» друзья и коллеги.

А ещё можно использовать календарь в качестве бонуса или приза за достижения, подарка именинникам или презента для гостей гимназии.

Наиболее удачные и красочные рисунки легко превращаются в баннеры, бумажные и онлайн-открытки, публикуются на сайте в качестве заставок, красуются на выставках и т.п.

Если есть задор, силы и средства, то под каждый масштабный проект или для каждой учебной площадки можно выпустить отдельные календари. Главные условия – командная работа, разновозрастный состав, продуктивная идея и творческое воплощение!



Новости





























































Поделиться