Учителя // Новость

Зачем учителю цифровые сервисы

Как данные образовательных сервисов могут изменить работу педагогов.

Зачем учителю цифровые сервисы
Иллюстрация: just-studio.ru

Интерактивные образовательные платформы не только выдают задания и проверяют их выполнение, они могут собрать много разных данных об учениках. Как и для чего их использовать, рассказала на конференции о людях и технологиях в образовании YaC/E менеджер продуктов Яндекс.Учебника Анна Харламова.

«Школьное образование устроено так, что каждый новый блок знаний базируется на предыдущих, – говорит Анна Харламова. – Если ученик что-то пропустил из-за болезни или недопонял, его башня знаний становится менее устойчивой. Если вовремя обнаружить пробел и отработать материал, ученик будет готов к новым темам. Цифровые платформы могут в этом помочь».

Эта проблема актуальна уже в начальной школе, показывает исследование Яндекс.Учебника по результатам домашних работ на выборке в 1 млн детей. В первом классе единицы не могут с двух попыток решить более 20% задач по математике, а в четвертом около трети учеников начинают отставать.

Любой цифровой сервис автоматически проверяет домашнюю работу и выдает учителю статистику: кто ее не делал, кто с чем не справился, что потребовало от учеников больше времени, чем предполагалось. Сервис может предложить дополнительные задания для отстающих. «Есть много подходов, как это делать, – говорит Харламова. – Например, нам в Яндекс.Учебнике показалось недостаточным знать, как дети справляются с заданиями. Захотелось точнее понимать, с чем именно возникла проблема. Если ребенок не справляется со сложением, то это происходит в случаях с переходом через десяток или нет? Если с переходом через десяток, то с нулем в двузначном слагаемом или нет? Это все разные случаи для ученика. Нам важно различать их, чтобы точнее определять проблему и выдавать релевантные задания».

Яндекс.Учебник с экспертами НИУ ВШЭ и педагогических вузов проработали ФГОС начального общего образования. Они взяли требования к результатам обучающихся и разделили каждое на конкретные умения, из которых они складываются. В общий список по русскому языку и математике вошли более 2500 умений. Эксперты соединили каждое умение с более 360 тысячами заданий Яндекс.Учебника и получили большую разветвленную структуру. Она позволяет выбрать подходящие задания для решения каждой проблемы конкретного ученика. «Учителю сложно организовать обучающий процесс для каждого, особенно когда детей с пробелами в знаниях в классе становится много, – говорит Анна Харламова. – Цифровые сервисы позволяют оптимизировать эту работу».

Сервисы можно использовать и для более точной работы с классом. Например, сгруппировать задания на повторение старых тем для лучшего понимания новой.

Если класс плохо справился, учитель может скорректировать план урока: сделать акцент на забытом или непонятом, чтобы детям проще было перейти к новой теме. «Статистика по выполнению домашних заданий позволила выявить “узкие горлышки” – умения и темы, которые с трудом даются большинству учеников и добавляют сложностей в освоении новых», – рассказывает Харламова. Среди них, например, определение количества цифр в частном при делении: у 40% детей с этой темой трудности.

Сервисы могут давать статистику по прогрессу отдельных учеников и целого класса по сравнению с другими по каждому предмету. Это помогает делиться информацией с администрацией и родителями. «Задача цифровых сервисов – оптимизировать работу учителя, – уверена Харламова. – В идеале они должны взять на себя большую часть рутинной работы и стать независимым источником оценки каждого ученика». Пока до идеала далеко, но с каждым годом возможности сервисов расширяются, позволяя учителю заниматься тем, что он считает важным.



Новости





























































Поделиться