Министерство цифрового развития совместно с Министерством просвещения в рамках разработки стандарта «Цифровая школа» предложили обеспечить не менее 60% учителей персональными компьютерами. Проект приказа опубликован в понедельник на портале проектов нормативных правовых актов. Разработанный ведомствами стандарт «Цифровая школа» подразумевает подключение образовательных организаций к беспроводному интернету, оснащение учебных кабинетов оборудованием, в том числе средствами видео-конференц-связи для дистанционного обучения, а также средствами видеонаблюдения для контроля за проведением государственной итоговой аттестации и безопасности обучающихся. Михаил Кушнир прокомментировал инициативу министерств.
Готова ли будет жена дворника-гастарбайтера получить в подарок бриллиантовое колье на бечевке, которое на шее завязывается узелком? Сочтет ли она такое колье правильным и хорошим подарком? Я не про чистоту алмазов и качество граней, а про основу колье, к которому они крепятся.
Примерно тот же вопрос я хочу задать про директора школы в деревне Верхнее Гадюкино, который подписал акт приемки локальной сети по стандарту «Цифровая школа». Четверть века назад в Москве («в Москве – в Москве, столице нашей Родины» – с интонацией Жени Лукашина из ритуального новогоднего фильма) примерно 200 школ стали счастливыми обладателями примерно того же самого – локальной сети в логике СКС.
Подрядчикам этого проекта в одной из этих школ угораздило попасть на меня и на директора московской школы №45 Леонида Мильграма. Я их поймал на забивании отверткой контактов в патч-панели и в розетки. Причем эти горе-монтажники очень удивились, когда узнали, что это неправильно. Я уже тогда был начинающей Бабой-ягой, а Мильграм, когда я махал метлой не в его сторону, меня поддерживал. Он поставил на уши всех – и нам сделали всё, как я сказал. Даже тестирование провели и кое-какие каналы по итогам перезабили. Ну или почти всё – все мои хотелки и замечания реализовать не удалось.
Судя по правилам игры, нам это сделали за счет других школ из этих 200, кто акты «махнул не глядя» (как в другом ритуальном фильме про кузнечиков). А таких просто подмахнувших было подавляющее большинство, как потом выяснилось.
Теперь снова про колье. Как думаете, если в стольном городе аналогичный проект подмахнули во многих школах, что будет по всей стране, включая Верхнее Гадюкино? Или за четверть века школы сильно продвинулись в компетентности, чтобы ответственно принять инфраструктуру сети, на которой им жить следующие четверть века?
Вопрос 1. Как обеспечить качественное исполнение стандарта проекта по всей стране?
Решение этого вопроса намного важнее содержательного наполнения этого стандарта, на который многие, включая меня, ранее накинулись. Даже если предположить отдельную контролирующую качество работ структуру, помимо дополнительных издержек на нее, как избежать локального сговора между подрядчиком и контролем работ, если вокруг ничего не смыслят? Мало того – еще и не скоро обнаружат халтуру, когда гарантированно сдохнут и шах, и ишак.
Я бы напомнил, что структурированные кабельные сети подлежат сертификации на основании тестирования всех каналов специальными сканерами – и тогда у приличных вендоров гарантия дается на четверть века на все элементы, если нет признаков разрушающего физического воздействия. Почему-то в стандарте я упоминания об этих процедурах не заметил.
Вопрос 2. Как обеспечить квалифицированную эксплуатацию дорогостоящего и важного для ЦОС инфраструктурного элемента?
Кто и как будет проключать кабельную систему? Кто и как будет настраивать непростую Wi-Fi-сеть? Кто, когда и как будет вносить изменения, регистрировать пользователей, устранять неизбежные ошибки подключения? Кто должен администрировать сервер, хотя он и опционален (не всем достанется)? С ВКС всегда все непросто – с ней кто и как?
И так по всем системам Стандарта. Речь идет о штате техслужбы для школ? Или это возьмут на себя местные связисты-цифровики?
И даже если все будет работать как часы, не останется ли это колье, даже если на золотой застежке, в прикроватной тумбочке?
Вопрос 3. А как с расходниками?
Точки доступа Wi-Fi, бывает, дурят. Бывает, выходят из строя. Как их менять? Недешево и непросто. Предусмотрен резерв или до замены зоны школ будут без доступа? Аналогично с сервером. Батарея источника бесперебойного питания живет порядка пяти лет, если все хорошо. Кто и с какими сроками-гарантиями будет ее менять? За чей счет? Один кондиционер когда-то точно выйдет из строя – кто и в какие сроки его будет чинить? Что в это время будет с данными? Если они будут разрушены (кондиционер неожиданно сдох – сервер перегрелся – данные разрушены), кто их восстановит и восстановит ли? Резервное копирование данных предусмотрено? Кем? Как?
Я сознательно вывел за скобки все вопросы к содержанию инфраструктуры – надо сделать так, чтобы она работала, а не перегнивала тихо по всей стране. На радость поставщикам, которым не придется отвечать за огромные бюджетные деньги.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал и читайте нас в соцсетях: Fb, Vk, Instagram, Одноклассники, Яндекс.Дзен.