Форум. Сахалин // Интервью

Сергей Надсадин: «Наши учителя становятся лидерами общественного мнения»

19–21 сентября в Южно-Сахалинске пройдет Второй международный образовательный форум «Образование – энергия будущего». В преддверии мероприятия Татьяна Волошко поговорила с мэром Южно-Сахалинска Сергеем Надсадиным о городских проектах, зарплатах южно-сахалинских педагогов, образовательных инновациях и планах на будущее.

Сергей Надсадин: «Наши учителя становятся лидерами общественного мнения»

Город

– Сергей Александрович, я впервые в Южно-Сахалинске и как родитель сразу обращаю внимание на комфортные условия для детей и подростков. Красивые школы и сады, спортивные площадки и парки, музеи и театры... Во всём видна забота о подрастающем поколении. А как вы заботитесь о взрослых?

– Наверное, забота заключается в улучшении уровня жизни в целом: современные комфортабельные квартиры, чистые обустроенные дворы, живописные скверы и красивые улицы – всё это места притяжения. Мы заботимся о здоровье наших жителей – появляются новые зеленые и спортивные зоны, если вы заметили, у нас много теннисных кортов, фитнес-центров, платных и бесплатных спортивных секций, аренда самокатов и в скором времени велосипедов для удобства и повышения мобильности граждан. На повестке дня – вопрос качественного высшего образования и последующего трудоустройства.

Планов по развитию столицы единственного в России островного региона много, и они претворяются в жизнь с помощью энергии самих жителей. Усиленными темпами обновляются дороги, благоустраивается город. Южно-Сахалинск – лидер на Сахалине и Курилах по возведению жилья, с начала года построено почти 200 тысяч кв. м. Всё это, на мой взгляд, и есть забота и уважение к людям.


– Что с рождаемостью в городе? Есть, для кого воплощать в жизнь эти и другие инициативы?

За последние пять лет в Южно-Сахалинске наметилась положительная динамика в демографической ситуации. Оптимистичные показатели – это следствие эффективных мер в социальной политике, повышения доступности высокотехнологичной медицины, а также реализации муниципальных программ, направленных на популяризацию здорового образа жизни. Численность населения города растет уверенными темпами. Несколько лет назад мы преодолели планку в 200 тысяч жителей. В 2019 году этот показатель составил 200, 8 тысяч человек. По данным 2020 года в городком округе проживает 207 тысяч 708 человек.

За шесть месяцев этого года в Южно-Сахалинске на свет появилось 1299 малышей. Естественный прирост населения составил 411 человек и этот показатель в 1, 5 раза выше аналогичного периода 2019 года. Повышение рождаемости связано с целым комплексом мер, реализуемых администрацией города совместно с правительством региона.

– Вы окончили Киевский институт инженеров гражданской авиации, но вернулись жить и работать на родину, что случается не всегда. В одном из интервью Вы сказали, что приложите все усилия к тому, чтобы сахалинцы, получая образование, реализовывали себя в родном городе. Получается?

– На самом деле сахалинцам нравится жить в родном городе, но они зачастую предпочитают сахалинским вузам какие-то ещё. Действительно, возвращаются не все, потому что высокосовременных и высокодоходных рабочих мест не так много. Но эту ситуацию надо переломить, решив вопрос качественного высшего образования, трудоустройства и достойной заработной платы. Над этим работает правительство Сахалинской области.

Должен заметить, что многие люди, по разным причинам оказавшиеся за пределами Сахалина, потом все-таки возвращаются.

– Не так давно Вы стали общаться с жителями города в социальных сетях. В них Вы публикуете содержательные посты, делитесь воспоминаниями и даже отвечаете на комментарии пользователей. Как Вам это помогает в работе главы города? Вы стали лучше чувствовать жителей Южно-Сахалинска?


– Более года назад нас обязали завести аккаунт, но потом я понял, что это не просто мой долг, а уже определённая потребность. Каждый месяц я получаю в сетях более 400 обращений от жителей, и мы начинаем решать проблемы менее формализовано, но с конкретными результатами. Мне точно это очень помогает в работе. Нахожу время и утром, и вечером почитать и отреагировать. Бывает так, что достаточно поставить лайк, чтобы дать обратную связь и принять к сведению, но чаще всего этого мало. Людям необходимо живое общение – конечно, я отвечаю на их вопросы. Более того, по обращениям, поступившим через соцсети, я нередко провожу инспекционные поездки, слежу за тем, чтобы наши ответы, данные людям через социальные сети не расходились с реальным и делами.

Образование

– В Южно-Сахалинске богатая образовательная инфраструктура: кванториум, кадетская школа, полилингвальные сады; постоянно что-то строится и открывается. Кто финансирует эти изменения?

– У нас есть программа развития, которую финансируют городской и областной бюджеты, но масштабные изменения стали возможны благодаря поддержке регионального правительства и губернатора Валерия Лимаренко. В Южно-Сахалинске ведется активное строительство новых учреждений. 1 сентября, например, открылась построенная с нуля школа в Дальнем (это новый район Южно-Сахалинска, где проживают, в основном, молодые семьи) и коррекционная в Луговом, а также дополнительный корпус старейшей южносахалинской школы № 6. В прошлом году мы сдали кванториум на базе гимназии №3, и два дополнительных корпуса к существующим школам. Итого за календарный год мы сдали 6 новых зданий для образовательных учреждений.

– Как обстоят дела с кадрами? Много ли молодых педагогов приходят в школу и, главное, остаются в ней?

– Каждый год из Сахалинского государственного университета и других регионов к нам приходят 60–80 молодых специалистов. Мы их трудоустраиваем и поддерживаем жильем. Около 85% остаются работать в школе, что неудивительно: школы хорошие, оборудование современное, зарплата относительно высокая…

– Кстати, какая?

– Средняя зарплата – 92 тысячи рублей, я уже не говорю про руководителей. Среди них много молодых людей, которые видят в образовании карьерную линию. Престиж профессии учителя заметно вырос. Наши учителя становятся лидерами общественного мнения.

– Южно-Сахалинск можно назвать локомотивом, который смело и успешно реализует образовательные направления и подтягивает за собой остальных. Что уже сделано в направлениях полилингвальности, расшколивания, сетевых школ и развивающего образования?

– Благодаря главному вдохновителю и эксперту Южно-Сахалинского образовательного форума (ЮСОФ), научному руководителю Института проблем образовательной политики «Эврика» Александру Адамскому, мы организовали в экспериментальных целях обучение детей в 16 полилингвальных садах. Идеей загорелись и педагоги, и родители, ведь, когда у человека в багаже несколько языков, это делает его конкурентоспособным и предоставляет более широкий выбор. Преподаватели прошли подготовку и включились в работу. Конечно, в идеальном варианте учиться нужно у носителей языка, нам на эту ступеньку предстоит подняться.

Наш город может называться образовательной средой. Есть много учреждений спорта, культуры. Уроки истории можно проводить в музеях, а литературу – в театрах. И наши педагоги их уже проводят. Поэтому тема расшколивания нам очень интересна, и мы видим здесь точки роста.

Что касается сетевого обучения, то оно конечно, не заменит очное, но мы видим перспективы в синергии, ведь уровень педагогов Южно-Сахалинска выше, чем в отдаленных районах, поэтому наши учителя могли бы в каком-то смысле учить своих коллег и предоставлять свои услуги детям из таких школ. Мы говорим об этом, думаем об этом и готовимся к этому.

Наконец, многие южносахалинские школы в этом году переходят на новый формат – систему развивающего образования. Но каждое учреждение при этом выбирает определенную стратегию, свой, скажем так, путь. Есть школы, которые полностью перешли на систему Эльконина–Давыдова, а кто-то применяет технологии РО в иной учебно – методической системе.

Форум

– Что будет на форуме «Образование – энергия будущего-2020» в этом году?

– В рамках ЮСОФ в этом году будут проводиться «Метапредметная олимпиада», «Театральные мастерские», фестиваль «Шахматы для всех», «Состязания по футболу для дошкольников», лаборатория журналистики – эта мастерская проводится в этом году впервые. Все эти треки, собственно, показывают, как мы расшколиваемся. Также мы впервые проведем общегородское родительское собрание, где родители и педагоги смогут конструктивно обсудить все насущные проблемы. Будут дискуссии, лекции, научные эксперименты под открытым небом, мастер-классы и спортивные состязания для дошкольников и школьников, шахматная игра с гроссмейстерами, турнир по робототехнике. Как и в прошлом году, в программе будет отведено много времени на работу практических площадок. На одной из них свои достижения в сфере научного образования дошкольников покажут педагоги и воспитанники детского сада № 47 «Ягодка».

Все офлайн мероприятия пройдут на базе гимназии № 3 и в городском парке, а к онлайн-форматам спикеры смогут присоединиться в дистанционном режиме.

К сожалению, часть зарубежных гостей по понятным причинам не приедет на остров, зато будет много специалистов из регионов.

– Какие вопросы выйдут на первый план? Повлияла ли на повестку пандемия?

– Наиболее актуальная тема в условиях пандемии – сетевое образование. Коронавирус, безусловно, повлиял на развитие образовательных событий. Дистанционное обучение для учителей, школьников и родителей Южно-Сахалинска стало точкой роста. Я считаю, что будущее – за смешанными моделями общего образования. Школа становится агрегатором услуг, которые предоставляются на разных площадках Южно-Сахалинска.

В процессе и по итогам форума мы должны наметить дальнейший план реализации расшколивания, полилингвальности, сетевого образования, выстроить дорожную карту и интенсивно двигаться вперед.

Фотографии предоставлены
пресс-службой администрации города Южно-Сахалинска



Новости





























































Поделиться