Пятый Южно-Сахалинский образовательный форум «Образования – энергия будущего» объединил и позволил обменяться опытом на первом интенсиве «Технократ» специалистам робототехнической сферы не только островного региона, но двух столиц России.
Кто такие робототехники, где они сегодня задействованы и какие перспективы у учеников, занимающихся робототехникой? Об этом и не только мы спросили ведущего брэнд-менеджера группы компании «Полимедиа» Артемия Степанникова.
– Артемий, робототехника в современном образовании набирает популярность. В нашей стране робототехники сегодня – это элита технарей или отдельные энтузиасты?
– Важно понимать, что одно не исключает другого. Их можно считать и теми и другими. Если мы говорим об образовании, то, конечно, они выделяются среди других педагогов. Все мы знаем о кружках, новых учебных программах, робототехника становится важной частью учебного процесса.
Робототехники задействованы во внешних соревнованиях и коммуникации, поэтому их можно назвать этакой «технической элитой» в педагогике.
Но в то же время реалии таковы, что они являются отдельными звездочками, потому что такая должность как «преподаватель робототехники» является скорее исключением, нежели правилом.
– Можно ли говорить о сложившимся в России сообществе робототехников?
– Я бы сказал, что на федеральном уровне нет, так как межрегиональные связи выстроены очень слабо. Взаимодействие специалистов пока что происходит только на каких-то соревнованиях, национальных этапах и финалах. А вот на региональном уровне горизонтальные связи работают неплохо и можно говорить о сообществах на уровне субъектов России. Именно поэтому такие мероприятия, как сегодняшний интенсив, очень важны для обмена опытом и развития робототехники на уровне страны.
– На какую вакансию может рассчитывать специалист-робототехник сегодня?
– Это может быть любая профессия из зарегистрированного списка ИТ-специальностей. Для ученика, плотно занимающегося робототехникой, доступен и блочный и текстовый код.
– Есть ли у Вас в ближайших планах взаимодействие с Сахалинской областью?
– Да. Мы как компания-дистрибьютер сейчас проводим переговоры с оператором по организации соревнований. Надеемся, что уже в следующем году Сахалинская область станет одним из пяти пилотных регионов, где мы совместно с институтами развития образования и другими компаниями проведем целый ряд соревнований. Темой будет тот комплект робототехники, который был представлен сегодня на мастер-классе. Так что это был первый шаг к большой цели.
– Каким хотите видеть интенсив «Технократ» в следующем году?
– Считаю, что сегодня все прошло хорошо. Организаторы продуманно подошли к программе и позаботились как об удобстве спикеров, так и слушателей.
Так что в следующем году стоит расширять интенсив, сделать его двухдневным, добавить элементы соревновательной робототехники и отдельные тематические модули.
Мастер-классы могут быть по самым разным модулям, которые сейчас интегрируются в образовательный процесс. Большинство учителей не знают о них, поэтому эти темы нужны. Например, это может быть семинар по технологии «Интернет-вещей», облачным сервисам, искусственному интеллекту с точки зрения разработчиков. Полезных тем много.
– Артемий, можете поделиться своей творческой фантазией? Что должен уметь Ваш идеальный робот?
– Готовить кофе, когда видит моё хмурое лицо. Пожалуй, хотелось бы, чтобы робот считывал человеческие эмоции, имел ряд генеративных моделей для машинного обучения, чтобы быть хорошим исполнителем. Роботы могут имитировать деятельность мозга, но на текущий момент нет технологий, которые позволили бы роботу полноценно заменить человека. Мы уже дали роботам свои мозги, а душу и сердце не сможем дать никогда. Эмоциональную составляющую невозможно интегрировать в робототехнику.