Инициатива ФГОС 4.0 // Тема дня

Главный феномен нашего времени – это цифровое детство

20 августа состоялся заключительный семинар из серии «Введение в новую школьную жизнь: методика смешанного обучения».

Главный феномен нашего времени – это цифровое детство
Художник Майя Мельникова

По мнению научного руководителя АНО «Институт проблем образовательной политики “Эврика”» Александра Адамского, интеграция традиционных офлайн-занятий и цифрового образования вместе с процессом расшколивания определяет тенденции будущего. И это будущее уже наступило. Образовательное пространство детей, учителей и родителей расширилось: дети получают знания не только в школе, но и за ее пределами.

(Кстати, уже разработан проект приказа Министерства высшего образования и науки и Министерства просвещения РФ, позволяющий школе учитывать результаты освоения учащимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практик, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность.)

Главный феномен нашего времени – это цифровое детство. К поколению цифровых аборигенов можно отнести детей, родившихся после 2004 года.

«В образовании никогда не было такой ситуации, когда дети так радикально, стремительно, революционно опередили взрослых. Как будто бы внезапно они заговорили по-китайски, а нам приходится этот язык изучать», – отметил Александр Адамский.

Поэтому очень важно создавать мотивацию учителей на развитие и наращивание цифровых компетенций.

Важнейшим запросом становится персонализация, следовательно, нужно уделять внимание тем видам деятельности, в которых ребенок раскрывается максимально.

«Наша задача состоит в том, чтобы экранное время тратилось не на стопроцентное освоение программы, а на то, чтобы запустить самостоятельную деятельность ребенка и родителей в рамках образовательного процесса. Перенос офлайновых методик в цифру будет провоцировать дальнейшее отторжение от дистанционного обучения», – подчеркнул Александр Адамский.

По свидетельству директора «Школы будущего» Калининградской области Алексея Голубицкого, невротизация родителей столь велика, что слово «дистант» лучше вообще не употреблять. Во время онлайн-занятий необходима психологическая и техническая поддержка семей, которая обеспечивается за счет эффективной обратной связи. В руководимой им школе таким способом взаимодействия стали так называемые «теплые линии».

Обсуждение продолжилось в проектных группах.

Директор Открытого института «Развивающее образование» Алексей Воронцов представил дорожные карты по реализации основных образовательных программ уровней общего образования в условиях новой школьной жизни.

Главный документ, которым должен руководствоваться учитель в школе – это основная образовательная программа школы, под которую подбирается соответствующая цифровая среда. Она не может быть единой для всех – так же, как неприемлема идея единых учебников.

Изменятся подходы и к составлению расписания – оно станет динамическим. Для выполнения этой непростой задачи потребуется диспетчер образовательного процесса.

Кроме этого, понадобится корректировка функционала педагогов, работающих в системе смешанного обучения (в том числе педагогическое сопровождение образовательного процесса с применением сетевых и дистанционных технологий), и создание локальных нормативных актов, включая положение о сетевой форме реализации ООП и блочно-модульной системе организации учебного процесса на уровне основного общего образования.

На первый взгляд, вся эта работа представляется сложной и многоступенчатой, но, по мнению Алексея Воронцова, непрерывная подготовка учителей к новым видам деятельности будет осуществляться непосредственно в учебном процессе.

Очень многое будет зависеть от директора, который должен взять на себя ответственность за инновации. А готовность к новой школьной жизни зависит от интереса и желания действовать.

Спектр видов дистанционных уроков широк и разнообразен: консультации, лаборатории, презентации, образовательные события, перевернутый класс, творческие мастерские, конкурсы, массовые мероприятия.

То, что онлайн-обучение может быть творческим и увлекательным, доказали представители других экспертных групп.

Например, проектирование дистанционного игрового события для детей-дошкольников на основе классификации игр Е.Е. Кравцовой с помощью «Конструктора событий». Такие события способствуют развитию познавательных, социально-коммуникативных, речевых, художественно-эстетических, физических навыков детей. Как отметил руководитель группы, замдиректора ИПОП «Эврика» Роман Селюков, такие формы деятельности уже апробированы на практике.

Участники другой проектной группы представили различные способы организации внеурочной деятельности на примере конкурса по созданию сетевого театра. Такой вид творчества, по мнению специалистов, формирует не только навыки актерской и режиссерской деятельности, но и публичных презентаций, что чрезвычайно востребовано в современных реалиях.

А в качестве рефлексии своего проекта участники предложили вдохновляющее оценивание, задача которого – акцентировать внимание на сильных сторонах учащихся.

Представители группы «Возможности цифровой образовательной среды для организации смешанного обучения» показали, что эти возможности поистине безграничны: это могут быть квесты для детей и родителей, флешмобы с использованием видео, гирлянды добрых дел.

Врач гигиенист-эпидемиолог Людмила Кузнецова рассказала о преимуществах смешанного обучения. По ее словам, в традиционной классно-урочной системе невозможно избежать стрессов, в то время как при смешанном обучении применяются интерактивные методы взаимодействия с детьми, ученики приобретают навыки коммуникативного сотрудничества, повышается их самостоятельность, и все это способствует положительной учебной мотивации.

Участники семинаров получили пакет локальных нормативно-правовых актов для образовательных организаций по реализации выбранных моделей обучения, а также «Стандарт» цифровой образовательной среды; методические рекомендации для администрации, педагогов, учащихся и их родителей по реализации различных моделей обучения; банк цифровых инструментов и сервисов для формирования цифровой образовательной среды учащегося и учителя с аналитическими комментариями к ним.

А также программу постоянно действующего семинара-сопровождения на 2020–2021 учебный год.

До 26 сентября 2020 года создается сеть школ, отдельных педагогов «Новая школьная жизнь: расширяем свои возможности» для реализации проекта смешанного обучения в массовом образовании.




Новости





























































Поделиться