Инициатива ФГОС 4.0 // Статья

Уроки пандемии: новая реальность


Уроки пандемии: новая реальность
Фото: Яндекс

Сегодня мы уже можем делать первые выводы из уроков всеобщей «удалёнки», перевода всей системы образования на работу в дистанционном формате. Впереди, конечно, еще много научных статей, обсуждений, дискуссий, презентаций, диссертаций и пр. Очевидно, что мы явились свидетелями наиболее масштабного образовательного эксперимента в истории человечества, охватившего 90% детских садов, школ, колледжей и университетов мира. Общий охват учащихся превысил 1,75 млрд человек, плюс более 200 млн педагогов.

Онлайн-обучение – не просто долговременный тренд, а свершившийся факт нашей жизни

Уже ясно, что выход из сложившейся в результате коронавируса ситуации будет небыстрым и продлится до появления вакцины и всеобщей вакцинации населения. Это займет, по разным оценкам, от 1 года до 3 лет.

В этой сложнейшей ситуации индустрия образовательных технологий EdTech предложила наиболее приемлемый выход как гражданам, так и государству, и работодателям из сложившейся ситуации.

Вне всякого сомнения, онлайн-обучение – не просто долговременный тренд, а свершившийся факт нашей жизни с быстро растущим числом вовлеченных пользователей. Одновременно понятно, что переход на обучение в онлайне отнюдь не означает успешную цифровизацию образования. Пока это переход технологический, но не методологический. Сегодня у многих пользователей сложился стереотип, что онлайн-образование – это неизбежное скучание у компьютера, мучительные испытания для детей и семей. А зря! Самое интересное и важное ждет нас в ближайшем будущем.

Коронавирус потребовал массовой цифровой трансформации населения мира, его адаптации к жизни в онлайн, а, по сути, в конвергентной онлайн/офлайн среде.

Это же произошло и в образовании, меньше пострадавшем по сравнению с другими отраслями экономики и показавшем даже определенный рост эффективности и социальной значимости учительского труда.

Можно сделать вывод, что, несмотря на очевидную неготовность системы образования страны в целом к всеобщему переходу в онлайн, первая волна в период пандемии пройдена успешно, обеспечив низкий уровень заболеваемости коронавирусом у педагогов и обучающихся. Одновременно стал очевиден низкий уровень сформированности «цифровой грамотности», эффективности использования цифровых технологий, что было продемонстрировано еще результатами исследования PISA 2018 года. Вторая волна (которая практически неизбежна) приведет ко все большему росту эффективности работы на цифровых образовательных платформах, хорошо зарекомендовавших себя как со стороны обучающихся, так и со стороны учителей и семей.

Индустрия EdTech в условиях стремительного распространения онлайн-образования имеет хорошие перспективы роста как за счет трансформации финансируемой из бюджета системы формального образования (школа, д/с, колледжи, вузы и др.), быстрого роста услуг неформального образования, так и за счет государственной поддержки программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки высвободившихся в условиях пандемии и экономического спада кадров, быстрого роста услуг неформального образования. Решение этих задач требует ее опережающего развития.

Этапы развития цифрового образования

Сегодня можно спрогнозировать несколько этапов дальнейшего развития цифрового образования. Первый этап – обучение в удаленном доступе (март-май 2020 года) – уже пройден. Это этап переноса традиционной классно-урочной системы образования в формат удаленного взаимодействия в режиме ВКС и не более.

Второй этап (2020/2021 учебный год) продемонстрирует все более расширяющееся применение современных цифровых инструментов и технологий, обеспечивающих разнообразное взаимодействие, многообразие форм и видов деятельности участников образовательных отношений, обеспечивающих рост эффективности и качества образования, применения различных моделей организации образовательного процесса (очной, очно-заочной, заочной) в решении задач образования сетевой эпохи.

Надо отметить, что ситуация апреля 2020 года дала, кроме прочего, серьезный толчок развитию психолого-педагогической науки и росту ее роли в развитии индустрии EdTech. Стало очевидным, что без серьезных научных исследований дальнейшее развитие образования невозможно.

На втором этапе будет также происходить оптимизация доставки контента до конечного пользователя и его персонализация на основе расширяющегося использования инструментов искусственного интеллекта, оценивающего образовательное поведение, достижения или неудачи обучающегося и предлагающего ему соответствующие задания, в том числе и в игровой форме, стирая различия между образовательным и развлекательным контентом. Это требует принципиально новых подходов к отбору содержания образования.

Ну а третий этап (2022/2024 гг. и далее) видится как широкое внедрение коботов (cobots) – роботов, обеспечивающих командное взаимодействие в общей конвергентной образовательной среде, обеспечивающей максимальную персонализацию процессов учения и обучения.

Таким образом, главным дайвером развития образования и индустрии EdTech становится анализ образовательного поведения человека – запрос на новые навыки, знания и компетенции (включая их выявление и анализ) на основе его интересов, потребностей и особенностей, оказывающих влияние на деятельность всех участников образовательных отношений (обучающихся, учителей, семей), расширения числа вовлеченных в процесс учения и обучения человека людей (за счет роста числа участников распределенных проектных команд, в т.ч. в рамках дополнительного образования, как формального, так и неформального и информального).

Что еще определяет и будет определять дальнейшее развитие системы образования

Фундаментальным основанием развития современного общества является повсеместное проникновение сетевых технологий, изменивших все стороны человеческой деятельности, в том числе и систему образования. Сетевые технологии создали новую, быстро меняющуюся социокультурную среду жизни человека, в которой множество участников взаимодействуют между собой посредством огромного количества устройств, в том числе с «умным» функционалом, технологий и сервисов, где «цифра» из новых возможностей превратилась в новую среду обитания человека. Сетевые технологии, собственно, и явились основой технологической революции, ее драйвером, предоставив:

– беспрецедентные возможности для комфортной коммуникации, взаимодействия и совместной деятельности в удобное время, удобном месте, темпе и др.

– безграничные и удобные возможности получения любой информации и знания.

Но есть еще важный момент, который связан с сетью.

Развитие цифровых инструментов социального взаимодействия привело к серьезным изменениям высших психических и когнитивных процессов человека (память, мышление, внимание и пр.).

Сегодня мы видим, что сетевые технологии и психика человека эволюционируют в тесной взаимосвязи, существенно меняя личность человека, формируя сетевую личность.

Мы только начинаем изучать психологические, социальные, культурные и иные характеристики сетевой личности, особенности новой социокультурной среды ее формирования и развития, носящей конвергентный, смешанный онлайн/офлайн характер.

Именно запросы и ожидания сетевой личности во многом определяют ее образовательное поведение, формируют требования к содержанию, формам, методам и технологиям организации образовательного процесса, отбору его участников в конвергентной образовательной среде, сочетающей реальное и виртуальное пространство. Одна из важнейших особенностей сетевой личности – отношение к возможной скорости удовлетворения ее потребностей: не отсрочено, а немедленно – здесь и сейчас! Причем эта особенность приобрела для человека ценностный смысл и во многом определяет его жизнь и деятельность.

Конвергентное образовательное пространство не только вариативно, избыточно и многовекторно, но и благодаря сети безгранично, оно обеспечивает мгновенный переход из одной точки сети в другую. Это позволяет формировать разнообразные цифровые образовательные среды, в основе которых лежат платформенные решения. А в ближайшем будущем мы будем осваивать (на самом деле уже осваиваем) трехмерные образовательные пространства, сочетающие обычную, дополненную и виртуальную реальность.

Виртуальное и реальное пространство взаимодополняют и обогащают друг друга. Эта среда естественна, понятна и привлекательна для молодежи (и не только молодежи), мотивирует к разнообразной деятельности, инновациям и взаимодействию. Она, естественно, требует иной организации образовательного процесса, отражающего особенности сетевой среды обитания.

Ещё немного итогов удалёнки

1. Онлайн-возможности полноценно встроились в систему образования. Недалеко то время, а точнее – оно уже наступило, когда мы будем учиться в онлайне так же, как делаем покупки в интернет-магазине. Мы будем учиться больше, потому что постоянно меняются запросы рынка труда, требования к подготовке кадров. Это в первую очередь касается дополнительного образования.

2. Изменяется соотношение синхронного (все работают вместе) и асинхронного (выполнение заданий в удобное время, смешанное обучение) в пользу асинхронного. Синхронное обучение будет использоваться только тогда, когда иначе нельзя с педагогической точки зрения. Очевидно, что далеко не вся образовательная деятельность этого требует.

3. Произошел пересмотр оценки эффективности образовательного процесса и его результативности. Все, что делает обучающийся, может быть изменено, проанализировано и оценено в режиме реального времени «Хочу здесь и сейчас».

4. Важнейшие компетенции сетевой личности – умение учиться (учить себя) – самоорганизация и саморефлексия – не громкая фраза экспертов, а важная реальность.

5. Стало очевидным новое понимание образовательного неравенства. Сегодня это определяется прежде всего наличием компьютера и доступностью интернета. Работа на удаленке показала, что менее трех четвертей российских семей имеют дома компьютеры. Во многих из них он один на нескольких членов семьи. Не лучше обстоят дела с обеспеченностью интернетом. По некоторым оценкам, 20% детей ограничены в доступе к онлайн-образованию, не имея доступа к интернету. Все остальное становится более и более общедоступным. Поэтому социально-экономический статус семей и обеспеченность конкретной территории (региона, муниципалитета) широкополосным и доступным по цене интернетом в условиях перехода на онлайн-образование привёл к возможному усилению образовательного неравенства по социальным и территориальным основаниям. Первые результаты этого мы, возможно, увидим по результатам ЕГЭ 2020 года.

6. Необходимость смещения акцента в воспитательной работе на формирование сетевой системы ценностей, этики деятельности и взаимодействия в сетевой среде.

7. Одним из важнейших результатов, с моей точки зрения, является новый формат взаимодействия образовательных организаций и семей (это напрямую связано с ростом и новым пониманием социального статуса педагогов).

8. Самым важным выводом является то, что ребенок реально стал центральным действующим лицом конструирования своей личности и своего будущего в конвергентной сетевой среде, легко перемещающейся между онлайн и офлайн-возможностями под присмотром и в сопровождении взрослых, во взаимодействии и сотрудничестве со сверстниками и людьми, с которыми есть общность интересов, запросов и пр., активно участвуя в жизни разнообразных сетевых сообществ.

9. Цифровые образовательные платформы – это не просто инструменты оптимизации традиционного образовательного процесса, а огромная экосистема сервисов, изменяющая жизнь и деятельность человека, формирующая принципиально новую среду развития личности.

Базовые требования к образовательным платформам

Насколько правильно экосистема организована и сконструирована, настолько она комфортна и полезна пользователю.

1. Безопасность с точки зрения:

а) защиты персональных внутриплатформенных систем коммуникации, обеспечивающих неприкосновенность личной жизни.

б) выверенности, возрастосообразности, непрерывного обновления контента, его соответствия современным научным представлениям, нормам и правилам поведения, цифровой этики, ценностям российского общества, и

2. Научные и методические основания построения платформы, размещенных на ней цифровых сервисов. Способствуют ли они порождению креативности, творчества, всестороннему развитию сетевой личности, формированию у нее компетенций цифровой экономики, социального и эмоционального интеллекта, будущей успешности. Деятельность обучающихся на платформе ни в коем случае не может ограничиваться рамками учебника или школьной программы, должна отвечать самым современным достижениям науки и технологий.

3. Обеспечена ли общедоступность для всех категорий обучающихся, прозрачность детской деятельности, беспристрастность оценивания.

Именно так мы создавали и развиваем платформу «Мобильное электронное образование».

И в заключение…

Виртуальный класс вряд ли заменит реальный в ближайшие годы и даже десятилетия. Но важно то, что учителя за последние два месяца работы прошли колоссальный путь, по-новому оценили свою роль в процессах учения и обучения, возможности новых технологий как в повседневной педагогической практике, так и стратегически, овладели первичными навыками цифровой грамотности.

Школьный класс изменился, и мы ощущаем преимущества изменений, которые постепенно стали нормой нашей жизни – новой нормальностью.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube