16 июня планируется заседание Комитета Госдумы по образованию и науке, где будут обсуждать проект федерального закона № 960545-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». А 13 июня прошло обсуждение в клубе «Норма и деятельность» о риске бюрократизации программы по воспитанию. «ВО» начинают серию публикаций, посвященную этой тематике.
В настоящее время в правотворческих органах рассматривается и дорабатывается проект закона «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” по вопросам воспитания обучающихся».
Этот законопроект предполагает следующие нововведения:
- расширение направлений воспитательной работы, а именно включение в него таких направлений, как: формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памятникам защитников Отечества и подвигов героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации к природе и окружающей среде;
- введение таких инструментов формализации воспитательной работы, как «рабочая программа воспитания» и «календарный план воспитательной работы». Данные инструменты должны быть включены в образовательную программу (речь идет об основных общеобразовательных программах, образовательных программах среднего профессионального образования, образовательных программах высшего образования);
- включение примерной рабочей программы воспитания и примерного календарного плана воспитательной работы в примерную образовательную программу по указанным во втором дефисе направлениям;
- закрепление за образовательными организациями права на самостоятельную разработку включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы.
Касательно содержания данных нововведений следует сказать, что воспитание как особый вид педагогической деятельности и как направление работы образовательных организаций уже урегулировано в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Однако новый закон расширяет направления воспитательной работы в образовательных организациях. При этом сами направления как таковые не могут в принципе вызывать каких-либо вопросов. К ним, например, относятся такие как деятельность, направленная на формирование у обучающихся уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, бережного отношения к культурному наследию и другие.
Более того, многие из обозначенных направлений уже фактически используются в деятельности образовательных организаций. Так, Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы», утвержденная Постановлением правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493 предусматривает в качестве отдельных направлений работы «повышение качества работы образовательных организаций по патриотическому воспитанию обучающихся и повышению их мотивации к службе Отечеству».
План мероприятий по реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» включает такие направления, как, например, разработка и издание методических пособий по организации патриотического воспитания в образовательных организациях и субъектах Российской Федерации, предоставление на конкурсной основе поддержки поисковым отрядам при образовательных организациях, проведение межрегиональных топографических игр среди обучающихся в профессиональных образовательных организациях «По тылам фронтов...».
К числу показателей реализации указанной программы относятся в том числе такие, как «доля участвующих в реализации программы образовательных организаций всех типов в общей численности образовательных организаций», «доля обучающихся в образовательных организациях всех типов, принимавших участие в конкурсных мероприятиях, направленных на повышение уровня знаний истории и культуры России, своего города, региона в общей численности обучающихся» и другие.
Более того, квалификационные характеристики должностей работников образования содержат должностные обязанности по воспитанию. Так, перечисление должностных обязанностей учителя начинаются со слов: «Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета…» (См.: приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»).
Также, согласно указанным квалификационным характеристикам, учитель должен знать в том числе и нормативные документы по вопросам воспитания детей и молодежи.
Анализ вышеуказанных положений порождает несколько вопросов, касающихся реализации данного законопроекта.
Один из главных вопросов связан с тем, что включение рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы в качестве обязательных элементов в соответствующие образовательные программы автоматически и неизбежно делает их предметом контрольно-надзорной деятельности. Представим гипотетическую ситуацию, когда инспектор регионального обрнадзора проверяет образовательную программу в том числе в части документов, регламентирующих воспитание.
Какой ориентир будет использовать гипотетический инспектор при оценке содержания, например, мероприятий, включенных в календарный план воспитательной работы? Очень может быть, что в нынешних условиях такого рода ориентиром будет выступать собственное представление инспектора о воспитательном процессе и о том, как должно выглядеть воспитательное мероприятие, включаемое школой в календарный план воспитательной работы.
Здесь сразу же всплывут вопросы разнообразия в оценке тех или иных исторических событий, множественности подходов к определению терминов «культурное наследие», «бережное отношение к природе и окружающей среде» и других.
Так, например, строительство Красноярской ГЭС в советский период можно использовать как повод для проведения мероприятия в школе поселка на берегу Енисея в Красноярском крае, посвященного памяти и героизму строителей ГЭС, роли ГЭС в экономике России. Однако также это событие можно использовать как основание для мероприятия, посвященного воспитанию бережного отношения к природе и культурному наследию на примере негативных последствий строительства той же самой ГЭС в виде экологической катастрофы по берегам Красноярского водохранилища, затопления деревень и археологических памятников и т.д.
Почему в новой схеме регулирования воспитательной работы именно у контролера регионального обрнадзора появляется возможность выступать в роли надзирателя – «попечителя учебного округа»?
Образовательные организации в большинстве случаев уже приспособились к нынешней системе контрольно-надзорной деятельности в части контроля именно образовательной компоненты.
Воспитательная деятельность в настоящее время ведется в образовательных организациях за рамками реализации образовательной программы и в основном находится за рамками контрольных мероприятий.
Проверка «правильности написания слов в образовательной программе» минимизируется посредством простого переписывания примерной образовательной программы. В этом случае исчезает почва для предъявления претензий и сам по себе образовательный процесс осуществляется в большей или в меньшей степени в отрыве от образовательной программы как документа, предъявляемого при необходимости для контролеров.
В связи с этим включаемые в образовательную программу рабочие программы воспитания и календарные планы воспитательной работы целесообразно вообще исключить из сферы контрольно-надзорной деятельности в области образования.
Этот тезис возможно подтвердить частями 1, 2 статьи 13 Конституции России, согласно которым в Российской Федерации признается идеологическое многообразие и никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
В этих условиях, конечно, субъективное представление конкретного инспектора или регионального обрнадзора не может выступать основанием для того, чтобы предъявлять претензии к документам, опосредующим воспитательный процесс в школе.
Другой вопрос связан с финансово-экономическим обоснованием законопроекта. Данное финансово-экономическое обоснование не предполагает выделения дополнительных средств из бюджета на реализацию закона. Однако сама по себе разработка календарного плана воспитательной работы, рабочей программы воспитания представляют собой дополнительный вид работы, который с вступлением закона в силу должен быть вменен кому-либо из работников образовательной организации. Подчеркнем, что речь идет именно о новом виде работы в рамках воспитательной функции, связанном с разработкой и реализацией календарного плана воспитательной работы и рабочей программы воспитания.
Согласно статье 60.2 ТК РФ, с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату.
Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания или увеличения объема работ. При такого рода работе необходимо учитывать то, что тот, кто выполняет такого рода работы, вправе претендовать на доплату, размер которой устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (статья 151 ТК РФ).
Финансово-экономическое обоснование должно предполагать возможность несения соответствующих расходов со стороны бюджетов различных уровней, чего нет в настоящее время и что требует соответствующей доработки.