Привычно просматривая утром публикации в сети, наткнулась в ленте Яндекс.Дзена на кричащий заголовок о том, что учителей старше 65 лет, которые не справятся с преподаванием в условиях работы в цифровой среде, будут увольнять из школ. Царапнуло в очередной раз. Заныло. Поток подобных сигналов после пережитых коронавирусных учебных реалий стал расти в последнее время.
Дистант в версии апреля 2020 очень жестко высветил и эту проблему, и другие дефициты в образовании. В том числе и возможность возрастных педагогов вписаться в различные современные требования.
Несколько тезисов.
Первое. Многое зависит от мнения родителей как потребителей образовательных услуг. Одним надежнее взаимодействовать с возрастными педагогами как представителями классической советской системы образования. Их почему-то ассоциируют в сознании с носителями старого доброго классического уходящего. Другие напрочь отрицают возрастных педагогов, поскольку могли, например, соприкоснуться в своей жизни с худшими их представителями, профессионально деформированными, а значит опасными. Кто-то просто считает учителя в возрасте «отстоем» без пояснения причин. Либо из соображений возрастной дискриминации вообще.
Второе. Потребности и возможности каждой конкретной системы образования и отдельных образовательных организаций. Есть ресурсы на высокую заработную плату, значит, появляется возможность осуществлять конкурентный набор кадров. В случае, если заработная плата учителей в регионе низкая – обратная ситуация. Дорожат каждой выходящей к школьной доске рабочей единицей.
Есть еще один вариант. Школы в дотационном регионе с низкой средней заработной платой, с высоким уровнем безработицы в малых городах и селах. Количество учителей, работающих десятилетиями на одном месте в одной организации, очень велико. Молодежи или свежим приезжим кадрам устроиться в такую школу практически нет никакой возможности. А директор в рамках действующего трудового кодекса не сможет при всем желании обеспечить необходимую ротацию.
Третье. Возрастные учителя очень разные. Не от возраста даже зависят многие важные результаты в работе с детьми. Под одну гребенку оценивать их уровень профессиональных компетенций и соответствий нельзя. Есть ведь огромное количество молодых учителей – «старушек» и наоборот.
Сложно сказать, от кого вреда больше: от содержательного возрастного педагога, не успевшего освоить какие-то компетенции в работе с компьютером, или шустрого молодого педагога – пустышки, прекрасно владеющего способами работы в цифровой среде.
Главное ведь в том, что они могут дать детям? К каким мыслям и шагам подтолкнет общение с ними? Не навредят ли развитию личности ребенка?
И еще. Это только кажется, что после определенной возрастной черты возможности человека начинают необратимо деградировать. Все относительно. Позитивный, содержательный, продуктивный компетентный педагог – характеристики, не имеющие отношения к возрасту. Посредственность таковой является независимо от возраста, и наоборот.
Людям, которые полны сил, любимы учениками и родителями, сохранили высокий уровень культуры, профессионализма, терпимости и открытости новому, очень непросто принять дискриминацию не только по возрастным признакам, но и по каким бы то ни было другим параметрам вообще. Они достигли уровня мастерства. Им больно. Но не за себя даже. Они печально смотрят нам в глаза, потому как в силу того, что живут дольше, точно понимают, что законы времени не отменить, и в случае разгонки подобных тенденций печальная ждет перспектива самих нынешних дискриминаторов.