Культура // Колонка

Наступит ли конец света без «Войны и мира»

Социолог, ведущий научный сотрудник МГПУ Любовь Борусяк размышляет о произведениях школьной программы по литературе.

Наступит ли конец света без «Войны и мира»
Фото: scoop.it

Есть темы временные, актуальные. Онлайн-обучение, например. Есть темы вечные, но не теряющие актуальности даже в суровое карантинное время. Например, что делать со школьной литературой.

Почти все считают, что единая программа необходима, иначе мы потеряем общий культурный код, а возможно, и всю русскую культуру.

Как только появляются слухи, просто слухи, что из программы разрушители нашего образования хотят выбросить хоть что-то, хоть самый маленький рассказ, общество начинает страшно возмущаться, видит в этом посягательство на святое. При этом мы уже привыкли, что дети очень многие произведения, которые им задают в школе, не читают, читают в кратком изложении и под угрозой самых суровых наказаний за отказ это делать, как от учителей, так и от родителей, которые, конечно же, хотят только хорошего.

Буквально вчера на родительском форуме в интернете прочитала вот такой полный драматизма пост: «Вот оно и началось: сын должен прочесть “Войну и мир”... В жизни у каждого русского человека наступает этот суровый момент. Должен... Естественно, ему неохота! Согласен мыть полы и полировать окна, вместо того чтобы впитывать великого писателя.

Отсюда вопросы: 1. В какую глазурь обмакнуть эту “лягушку” , чтобы было не так неприятно ее глотать? 2. Может быть, и не нужно читать, а, как я, обойтись отрывками и критикой? Может быть, кино?»

Тут довольно редкий случай, когда мама жалеет сына. Понимает, что тяжело ему будет проглотить эту «лягушку». Она сама признается, что прочитала «Войну и мир» не в школе, когда от нее это требовали, а уже став взрослой. Мамы, принявшие участие в обсуждении, разделились на тех, кто тоже в свои школьные годы многие великие произведения не читал, и на тех, кто прочел, то есть ситуация не новая, воспроизводится из поколения в поколение.

Немалая часть учителей словесности понимает, что для огромной части школьников многие произведения школьной программы сложны, непонятны, неинтересны, что в существующем многие десятки лет виде программа скорее отбивает, чем формирует у детей и подростков любовь к чтению.

Они выступают за вариативность программы, возможность изучать те произведения, которые кажутся им более подходящими для своих учеников. В принципе такая возможность есть, она заложена в действующие ФГОС по литературе, на практике реализуется не часто. Это связано и со страхом, что дети не сдадут экзамены, хотя ЕГЭ по литературе выбирают не более 5% школьников, и с возмущением со стороны части родителей, которые нередко пишут жалобы, если учитель отходит от канонической программы.

Ситуация явно требует изменений, но противодействие им очень сильное: «Ну как же может русский человек обойтись без «Войны и мира»?» Это же разрушит всю нашу культуру. Конечно, «Война и мир» – это только пример. На место великого романа можно поставить «Грозу», «Обломова» и многое другое.

Но что мы видим в реальности? Заставить прочесть всех невозможно, многих – очень трудно. Есть подростки, которые читают школьную программу с удовольствием, но их меньшинство. Им школьная программа подходит, она им по росту, но их далеко не большинство.

Очень многие давно научились пользоваться сайтами с кратким изложением содержания произведений, смотрят фильмы и сериалы на их основе, но делают вид, что прочли. Это понимают и учителя, и родители, но сделать ничего не могут, а потому им приходится принимать ситуацию такой, как есть. Фактически это означает, что взрослые, понимая это, ставят детей в ситуацию, когда те учатся обманывать и лицемерить, причем основой для формирования таких ценностей становится великая русская классика, которой мы так гордимся.

В ходе исследований подросткового чтения мне много раз приходилось слышать от старшеклассников, что учителя им внушают, что это не произведения такие сложные, часто для них недоступные, это сами они, подростки, тупые, ленивые и нелюбознательные. И нередко подростки, особенно девочки, этому верят. Не уверена, что такая работа с самооценкой подростков им полезна.

Я уже написала, что выходом была бы реальная возможность для учителя варьировать школьную программу, брать для работы в конкретном классе те произведения, которые подходят именно этим детям.

И уж точно не требовать от детей, чтобы все они полностью прочитали «Войну и мир». Пусть прочитают на уроке с учителем или дома отдельные главы, пусть посмотрят экранизацию, только не врут. Без общего и обязательного для всех романа Л.Н. Толстого конца света не наступит, но он становится все ближе с каждым поколением, которое вынуждено говорить одно, а делать другое.

Часто приходится слышать, что в советское время, когда образование было лучшим в мире, дела обстояли не так: все школьники читали и понимали нашу классику. Увы, было примерно так же: и читали не все, и понятно было не всем. Не говоря о том, что тогда менее половины подростков учились в старшей школе и встречались с этими сложнейшими произведениями, остальные после восьмого класса из школы уходили.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube