Как стандарт становится точкой сборки целей обучения, образовательных результатов, представляя ученикам широкие возможности тонкой настройки собственной образовательной программы?
Почему жесткость, предзаданность и стремление регламентировать работу учителей и школы мешают свободе выбора и индивидуализации? И почему свобода в выборе видов деятельности в школе, в классе, в общении учителя и ученика должна быть основой будущего стандарта?
Как обновлять предметное содержание и как погрузить туда метапредметные и личностные результаты? Как научиться оценивать прогресс развития метапредметных навыков? Почему нельзя оценивать личностные и метапредметные результаты по традиционной пятибалльной шкале? И какие компетентности надо развивать у детей уже сегодня? Как обсуждать проблему стандарта и результатов образования в контексте кризиса мотивации и потери интереса детей к школьному образованию?
Институт проблем образовательной политики «Эврика» продолжает общественно-профессиональное обсуждение и формирование «Инициативы ФГОС 4.0» – нового видения условий и регуляторов уровней общего образования.
В онлайн-семинаре примут участие:
А.И. Адамский, научный руководитель АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика»;
А.Г. Асмолов, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека;
А.С. Соловейчик, лидер движения «Школа – наше дело»;
И.Д. Фрумин, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ;
А.А. Марголис, ректор Московского государственного психолого-педагогического университета;
И.М. Реморенко, ректор Московского городского педагогического университета МГПУ, член Совета по науке и образованию при Президенте Российской Федерации;
К.А. Баранников, проректор по развитию МГПУ;
А.Б. Воронцов, генеральный директор Открытого института «Развивающее образование».
Мероприятия проводятся на платформе Zoom, трансляция всех событий будет осуществляться на сайте АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика» на YouTube-канале «Образователи», в газете «Вести образования» и в группе «Вести образования» в социальной сети Facebook.
Регистрация участников, знакомство с программой событий и основными тезисами на сайте.
По вопросам участия в семинаре можно писать на edglobal@eurekanet.ru.
Справка
Федеральный государственный образовательный стандарт по Закону «Об образовании в РФ» – главный нормативный регулятор процессовотбора и реализации содержания образования. На основе ФГОС школы разрабатывают основные образовательные программы и формируются КИМы для ОГЭ и ЕГЭ.
Разработка школьных стандартов – это всегда эпопея, сопровождаемая борьбой экспертов и чиновников с разными, порой абсолютно противоположными точками зрения. Тем не менее две версии ФГОС – 2004 и 2009 годов – были утверждены приказами Минобрнауки, вторая действует до сих пор. ФГОС-3, разработанный при министре просвещения Ольге Васильевой, по итогам экспертизы РАО решением Совета по стандартам был отправлен на доработку. После поручения Президента по итогам заседания Совета по правам человека стало понятно, что это будет не доработка, а кардинальная переработка, полная перезагрузка программы и обновление всех данных. Причем инициатива переходит от ведомства к профессиональному сообществу.
Впервые «Инициативу ФГОС 4.0» начали обсуждать в феврале 2020 года на заседании клуба «Норма и деятельность». 18 апреля 2020 года состоялась Сетевая конференция «Эврика-Авангард», которая была посвящена общественно-профессиональному обсуждению и формированию технического задания на проектирование «Инициативы ФГОС 4.0». Следующий шаг – сбор и анализ спектра предложений, проведение круглых столов по тематическим блокам ФГОС 4.0 с обсуждением основных блоков инициативы.
Авторы «Инициативы ФГОС 4.0»: эксперты МГПУ, Института проблем образовательной политики «Эврика», Школы антропологи будущего РАНХиГС, Московского государственного психолого-педагогического университета, Института образования НИУ ВШЭ, общественного движения «Школа – наше дело».
Важно сказать, что никакого ведомственного заказа на ФГОС 4.0 не существует, это инициатива научно-экспертного педагогического сообщества. Задача в том, чтобы сформулировать стандарты как общественный ориентир, отражение гражданских потребностей, включая рынок, но не ограничиваясь им. Содержательной основой, стратегическими педагогическими ориентирами для ФГОС 4.0 участники инициативы считают «Педагогику сотрудничества» (1986 год) и «Манифест гуманистической педагогики» (2015 год).
Ключевым исходным положениям обсуждения, с точки зрения инициаторов, является удержание того, что ФГОС 4.0 должны стать стандартами условий образовательной деятельности, а не стандартами проверки, контроля и надзора. При этом набор условий может стать таким, что ФГОС 4.0 превратится в центральный регулятор финансово-экономических отношений, включая систему оплаты труда и нормативное финансирование, условия лицензирования аккредитации, в т.ч. например, цифровых ресурсов, системы оценки качества, сетевого образования.
Предложения принимаются в разделах тематических блоков Инициативы.
23 мая 2020 года состоится общероссийский экспертный сетевой онлайн-семинар «Экономика и цифровые институты. ФГОС 4.0», где планируется проанализировать ключевые направления и механизмы преобразования финансовых и экономических институтов в общем образовании, моделей оплаты труда, цифровизации образовательной среды.
А 4 июня 2020 года состоится Всероссийская сетевая конференция «Инициатива ФГОС 4.0: первая сборка».