Современный мир ставит перед образованием новые задачи. «Цифра», с одной стороны, помогает их решать, с другой – создает новые вызовы. Государству, IT-компаниям и педагогическому сообществу предстоит вместе формировать новые методики обучения, искать оптимальный баланс цифрового и классического образования. Какие задачи сегодня стоят перед экспертами? Рассказывает Ирина Савицкая, руководитель направления продвижения Яндекс.Учебника.
Совершенствовать образовательный контент
Образовательный контент требует регулярного обновления. Нужно актуализировать данные, интегрировать новые образовательные стандарты и методики, адаптировать материалы под потребности учителей и учеников. При этом обновление бумажных учебников – дело долгое. Нужно не только издать новую версию, но и пройти лицензирование, доставить книги в школы. Вносить изменения в цифровые ресурсы проще. Кроме того, экспертам легче дорабатывать материалы благодаря большим данным. Например, если по статистике задача вызывает сложности у большинства пользователей, можно пересмотреть ее формулировку или добавить в раздел больше подготовительных заданий. Регулярная и оперативная аналитика – большое преимущество «цифры», которое позволяет делать контент максимально качественным.
Повышать познавательную мотивацию учеников
Интерес к учебе важно повышать не с помощью внешней мотивации, а за счет внутренней. Нам стоит мотивировать школьников развиваться и узнавать новое, а не зазубривать наизусть учебник ради высокого балла.
Сегодня дети привыкли получать от онлайн-среды контент с игровой составляющей, которая как раз строится на внешней мотивации: наградах, рейтингах и так далее. Но не стоит дублировать в образовании то, что работает в сфере развлечений. В учебе ребенок должен соревноваться в первую очередь сам с собой и быть нацелен на сотрудничество с другими – то есть стремиться улучшить собственные результаты, а не обойти одноклассников в рейтинге.
Развивать функциональную грамотность школьников
Современное образование должно научить ребенка применять знания в реальной жизни. Для этого нужно развивать функциональную грамотность, учить анализировать текст, работать с математической и любой другой информацией, использовать свои знания для решения прикладных задач.
Здесь у «цифры» есть преимущества: высокая наглядность и интерактивные инструменты. Можно, с одной стороны, реалистично воссоздавать ситуации из жизни, в которых ребенок применяет свои знания. Вместе с тем проще моделировать сложные метапредметные концепции.
Развивать цифровые навыки учеников
Образование должно давать навыки, полезные для реальной жизни. «Цифра», помимо всего прочего, способна обучить ребенка цифровой грамотности и взаимодействию с интерфейсами. Это особенно удобно, учитывая, что ребенок находится в безопасном онлайн-пространстве и может получать подсказки.
Важно предусмотреть особенности детского восприятия. Поэтому интерфейс в онлайн-учебнике должен быть интуитивно понятным и обучать базовым навыкам работы с компьютером: вводить текст, перетаскивать элементы, нажимать на определенную кнопку.
Обеспечивать равный доступ к образованию для всех
Цифровизация – один из способов сделать образование одинаково качественным для всех. С «цифрой» проще и быстрее сформировать персонализированный подход к ученикам, легче внедрить дифференцированное обучение, которое учитывает потребности каждого. Цифровая среда способна создать равные возможности и для детей с особенностями развития.
Однако необходимо понимать, что на данный момент техника и онлайн-инструменты доступны не всем и не везде. «Цифра» станет по-настоящему эффективной, только когда получит массовое распространение – и это отдельная большая задача.
Помогать учителям в освоении новых навыков
Роль учителя трансформируется: к тем компетенциям, которые были присущи этой профессии веками, добавляются новые. Доступность и количество информации растут как никогда раньше, и важно уметь с этим работать. Кроме того, актуальность приобретает развитие «гибких» навыков.
Поэтому современный учитель не только носитель знаний, но также ментор и наставник. Он должен учить детей работать в команде, применять рефлексию, планировать свое время и т.д. А еще – хорошо ориентироваться в информационных потоках, стать навигатором для ученика. Важно учить ребенка алгоритму поиска и обработки информации, помогать ему видеть закономерности и анализировать тенденции, а не просто заучивать даты и факты.
Поэтому осваивать новые компетенции необходимо педагогам по всей стране. Именно такую амбициозную цель и ставит перед собой проект «Я Учитель»: помочь учителям оставаться успешными в современном мире за счет освоения актуальных навыков и практик преподавания.
Избавить учителя от части повседневной рутины
Классические обязанности учителя никуда не исчезают. Он все так же должен составлять планы уроков и проверять домашние задания. А современная школьная система добавляет к этому множество отчетов и документации. Учитель перегружен работой, и за этим нередко следует профессиональное выгорание.
Онлайн-учебник освобождает учителя от некоторых рутинных задач. Например, пользуясь Яндекс.Учебником, учитель может подобрать для детей задачи разной сложности, которые будут проверены автоматически – ученик оперативно получит обратную связь. Педагог в свою очередь может ознакомиться со статистикой, выявить «западающие» темы, не потратив огромное количество времени на такой анализ.
Помогать государству
Управленческие решения в сфере образования необходимо принимать исходя из актуальной ситуации, для этого нужно собирать и анализировать большие объемы данных. Эти задачи гораздо проще решить, если в процесс образования интегрированы цифровые технологии.
Сегодня на рынке есть множество цифровых решений, заточенных под конкретные задачи – из тех, что мы перечислили выше. На одних платформах можно найти утвержденный ведомствами перечень учебников, на других – задания для разных классов, третьи прицельно готовят к ЕГЭ, четвертые направлены на образование учителей, пятые целятся в родительскую аудиторию… Однако совокупность образовательных потребностей не обеспечивает ни один ресурс. К комплексному решению проблем стремится
Яндекс.Школа – цифровая платформа для детей, учителей и родителей. Ее флагманский проект – Яндекс.Учебник.
Главные принципы, которыми руководствуются методисты Яндекс.Учебника при создании заданий, – не навредить, не превратить учебу в игру, а мотивировать детей получать удовольствие от решения сложных задач.
Контент Учебника разбит на тематические блоки согласно содержательно-методическим линиям ПООП и соответствует ФГОС. Дизайн карточек с заданиями в Яндекс.Учебнике методически выверен, учтены лучшие разработки аналоговых учебников: например, предметы изображены максимально реалистично, а фон неяркий. Учебник полностью отвечает требованиям школьной программы, методисты всегда следят за актуальными тенденциями.
Марина Рогатова, ведущий методист Яндекс.Учебника по математике: «Сравнительно недавно в школьной программе появился раздел работы с информацией. У нас тоже есть такой раздел: задания с диаграммами, таблицами, схемами, на перевод информации из одной формы в другую. Или, например, во всероссийской проверочной работе вдруг появилось новое задание: отразить в схематической форме то, что написано текстом. Мы тут же добавили аналогичные в Учебник».
В Яндекс.Учебнике содержится более 50 тысяч заданий, которые отвечают требованиям ФГОС. Согласно исследованиям, работа с сервисом улучшает образовательный результат детей, которые слабо успевают по учебным предметам, на 16–18%. Учитель при этом может увидеть пробелы в знаниях всего класса или отдельных учеников.