Дистанционное обучение // Статья

Как проводить онлайн-уроки и какие сервисы выбрать

Идеи и решения учителей и экспертов.
  • 23 апреля 2020
  • 35814

Как проводить онлайн-уроки и какие сервисы выбрать
Фото: startpack.ru

Мы изучили, как школы осваивают дистанционное образование и что об этом думают профессионалы индустрии облачных и онлайн-сервисов.

«Карантин» в школах

Российские школы с 6 апреля нехотя для самих себя перешли в XXI век. С понедельника начался «дистант» – дистанционное обучение для школьников и испытание для учителей. Коронавирус стал двигателем прогресса в отдельной отрасли, которая откровенно не была готова к новым вызовам времени.

В условиях пандемии коронавируса российские школьники сначала получили внеочередные каникулы, а затем и возможность учиться на дому. 6 апреля по России объявлено днём перехода на дистанционное образование. В официальных документах эта форма учёбы получила название «Дистант».

Но паника в чатах учителей поднялась ещё 30 марта, когда стало понятно, что нужно выбирать подходящую платформу для взаимодействия с детьми. И если молодые педагоги сразу сообразили, что уроки можно проводить, например, в Skype, то учителя старшего поколения были в большом затруднении. Повезло тем, у кого была связь со странами, где уже попробовали дистант и набили шишек.

Как проводить онлайн-уроки

«21 февраля в Южной Корее закрылись учебные заведения. Местные школы должны были начать учебный год 2 марта, а потом его перенесли и вовсе на конец месяца. Но наша Русская гимназия учится по российскому учебному году. Мы вынужденно перешли на дистанционное обучение. Первым инструментом у нас был Skype, где проводили уроки. Но там ограничение на количество людей в видеоконференции, поэтому перешли на Zoom. Оставалось найти инструмент для контроля выполнения домашних заданий. Им стал Google Classroom. Именно этой связкой и стали пользоваться. Ученики тоже довольны и хотят продолжить дистанционное обучение. Они мне говорят, что им удобно: „Проснулся и в пижаме сел за ноутбук“», – говорит заместитель директора по учебно-воспитательной работе Русской гимназии в городе Пусане (Корея) Максим Яшин.

Источник: Яндекс Учебник

Министерство просвещения Российской Федерации подготовило собственный список онлайн-ресурсов в помощь учителям. В основном там оказались ресурсы, которые ранее использовались для дополнительного образования, например, Яндекс.Учебник с заданиями по русскому языку, математике и окружающему миру. Сервис предлагал интерактивные уроки, возможность автоматической проверки заданий и обратную связь для учеников. Но внести свои задания в сервис учителя не могли. По аналогичной модели работает и «Российская электронная школа», в которой больше предметов школьной программы и задания не только для младших, но и для средних и старших классов.

Образовательная платформа Учи.ру уже позволяет взаимодействовать с учениками. Например, вести урок самому учителю, отслеживать активность учеников. В ней есть возможность «Поднять руку», когда преподаватель может увидеть, кто из детей хочет ответить на вопрос или задание.

«Учебные часы сейчас сокращённые. То, что раньше детям мы давали за 45 минут урока, сейчас должны рассказать за 35. Но пять минут отъедает контроль за посещением дистанционного урока, проверка связи и разные технические вопросы. Поэтому „Учи.ру“, РЭШ даются дополнительной нагрузкой, чтобы ребёнок точно понял материал. Но в основном процессе дистанта они не участвуют» – комментирует Мария Оборина, учитель обществознания школы № 96 г. Перми.

Дистанционный режим учёбы создаёт проблемы родителям. Те обращаются напрямую к учителям или в местные управления образования. Жалобы однотипные: приходится помогать школьникам и на младших детей не остаётся времени, слишком большая нагрузка, трудности в восприятии информации с экрана.

Российский бизнес более 15 лет использует онлайн-инструменты командной работы над задачами, которые позволяют координироваться и контролировать результат. Мы попросили поделиться взглядом на ситуацию Сергея Козлова – генерального директора старейшего российского онлайн-сервиса управления бизнесом Мегаплан.

«Как отец второклассницы вижу, что процесс дистанционного обучения выглядит ужасно. Сейчас он организован через чат с учителем в WhatsАpp, а уроки проводятся онлайн в Zoom. Знаю, что некоторые школы используют Microsoft Teams вместо Zoom. Кроме ноутбука постоянно требуется распечатывать материалы. Дистанционное обучение в Resh.edu.ru – „обнять и плакать“. Дизайн не выдерживает никакой критики, сама программа отваливается и глючит. Последний раз 15 минут потратили на то, чтобы обойти длинное тире в задании – его нельзя напечатать на ноутбуке с верхним рядом цифр. Вообще нельзя. Горячие клавиши не работают» – делится личным опытом Сергей.

Интерфейс Microsoft Teams, скриншот

В конце концов, каждая школа и педагог выбрали собственные сервисы. Информация от Министерства науки и высшего образования РФ была просто рекомендательной. Но тут появилась другая проблема, когда у одного учителя дети используют, например, Zoom, а к другому идут на урок в сервисе «Учи.ру». К тому же в первые дни отечественные разработки не справлялись с нагрузкой и срывали уроки.

Как организовать онлайн-обучение

Эксперты ИТ-отрасли подтверждают вывод: российская образовательная система не была готова к дистанционному режиму. Отечественные разработки либо вызывают недовольство пользователей, либо не используются. Второе чаще всего обусловлено тем, что ни учителя, ни ученики об этих решениях просто не знают.

Условия дистанционного образования выявили слабые гибкие навыки учителей. Учителям сложно организовывать командую работу, проявлять эмоциональный интеллект, быстро принимать решения, мотивировать учеников. Фактически учителя попали в жернова: сервисы для обучения были рекомендованы сверху, при этом одни родители наперебой предлагали другие, более известные им, сервисы, другие же – встречали критикой отступление от общепризнанных решений.

Сооснователь сервиса по подготовке к ЕГЭ «Экзамер» Аркадий Итенберг, так прокомментировал ситуацию: «Очевидно, что нужна нормальная конкурентная среда, в которой будут рождаться по-настоящему ценные продукты, которые наилучшим образом удовлетворят запросы пользователей. А для этого нужно сделать так, чтобы каждая школа или даже каждый учитель имел реальное право выбора коммерческого продукта, который используется в его классе. Чем прозрачнее будет процесс принятия решения о выборе продукта и его имплементации в обучении, тем честнее будет конкуренция, а значит, лучше сервисы».

«Если вы заметили, то сейчас из средств коммуникации, использующихся в процессе обучения, – WhatsApp, Skype, Hangouts, Zoom, Webex и др. Заметили, что в этом списке нет ни одного российского продукта? При том, что в системе видеокоммуникаций с нашим импортозамещением всё в порядке. Есть iMind, Trueconf, „Видеомост“, „Вебинар.ру“, IVA, Mirapolis. Я бы выбрал связку платформы видеоконференций-вебинаров на базе IVA для проведения обучения в режиме реального времени, усилил инфраструктуру РЭШ, МЭШ, электронного дневника за счёт использования решений отечественных Mail.Ru Cloud Solutions, „Яндекс.Облако“, SberCloud. Если идти дальше, то я бы предложил для самостоятельного обучения использовать платформы, которые оптимизированы под обучение на мобильных устройствах, например „Эквио“», – говорит Антон Салов, член оргкомитета Российской профессиональной ассоциации в сфере облачных технологий (RCCPA).

Под образовательные задачи нужны узкоспециализированные программы, а не попытка взять бизнес-инструменты и преобразовать их в образовательные. Как минимум у большинства сервисов для дистанта нет жёсткого распределения ролей между учителем, учениками и родителями. Должны быть общие правила для педагогов, чтобы школьники при смене предметов не меняли платформы, а оставались на одной.

«Необходимо строить индивидуальные траектории развития. Технологически это возможно: предлагаем учащемуся набор заданий и смотрим, какой из них вызвал наибольший положительный отклик, и затем делаем на них упор. Если ученику понятнее смотреть видео – предлагаем больше записей уроков, если учащемуся требуется чаще переключаться – увеличиваем количество и типы заданий. В процессе оцениваем достигнутые результаты. Для реализации нужна единая среда, где присутствуют все сервисы с единой авторизацией, в которой моделируются наборы заданий, проводится диагностика, предлагаются инструменты. При этом чем проще инструмент, тем лучше», – сообщает руководитель программ обучения «Хаб Знаний МойОфис Анастасия Горелова.

Антон Салов добавляет: «В идеале, конечно, создать цельную систему, включающую в себя все инструменты: удалённое взаимодействие, ВКС/вебинары, базу знаний в формате wiki, систему проверки и тестирования. Но это сложно и очень дорого. Особенно в современном быстро меняющемся мире, где не успели мы внедрить везде LMS, как пошёл спрос на мобильное обучение, – у многих просто нет компьютеров, а смартфон есть у всех. Как мне кажется, разумнее было бы создать единый костяк с базой знаний, тестов, всё это в едином формате, причём с текстом, видео, графикой. А сам процесс обучения вести на базе некоего набора вебинарных платформ, естественно, отечественных, с чёткими регламентами, как пользоваться, чтобы избежать постыдных инцидентов в области информационной безопасности. Учителям на повышении квалификации давать задание разработать курс на облачной платформе и прочитать его в новом формате. Для тренировки один раз в неделю – удалённый урок. К следующей пандемии мы подойдём подготовленными».

Пока идеальный процесс дистанционного образования выстроить на удалось. У органов власти и коммерческих структур просто не было времени посадить за один стол учителей, учеников и родителей, чтобы выслушать их пожелания. Совокупность инструментов и навыков, которую бизнес уже применяет для организации эффективной онлайн-работы, школам ещё только предстоит освоить. Эти знания и навыки жизненно необходимы в современном мире, поэтому, как не парадоксально, сегодняшние проблемы будут иметь долгосрочные положительные последствия для экономики.

Видео-уроки онлайн

Демонстрация урока в YouTube, Twitch, Mixer

Сервисы с возможностью ведения прямой трансляции уже заслужили любовь школьников, которые смотрят в них прохождение игр, киберспортивные события или просто подглядывают за жизнью стримеров. Для них эти платформы привычны и удобны. Для начала стриминга нужно зарегистрироваться на платформе, установить программное обеспечение OBS Studio или Streamlabs и начать трансляцию. В YouTube можно проводить трансляцию только для определённой аудитории, установив доступ по специальной ссылке.

«Нам предлагали YouTube в качестве рекомендованной платформы. Но стриминговые сервисы подходят для уроков с „голой“ информацией. Это, можно сказать, советская школа, когда учителя вдалбливали уроки без обратной связи. Сейчас же нас учат, что детей надо заинтересовать в уроке, а не просто выдать информацию. А на стриминговых сервисах нет элемента общения – надо включить ребёнка в урок, но сделать это невозможно», – комментирует ситуацию Кристина Бурдина, учитель родного языка и литературы лицея № 146 «Ресурс» г. Казани.

Плюсы:
  • простота платформы;
  • привычный для детей интерфейс;
  • возможность сохранения трансляции для возвращения к изучению.
Минусы:
  • отсутствие общения с учениками;
  • трансляции на Twitch и Mixer могут просматриваться посторонними.

Уроки в Skype

Популярный мессенджер Skype также был в списке рекомендуемых для дистанта платформ. Как правило, он уже стоит на большинстве компьютеров, планшетов и телефонов. Поэтому просто нужно добавить учеников в адресную книгу и организовать совместную видеотрансляцию.

Пригласить в видеоконференцию можно до 50 человек, однако из-за невозможности удалённо отключить звук у участника конференции подобные видеовстречи превращаются в сплошной шум. К тому же сами ученики жалуются на неудобство инструмента, предлагая учителям перейти на альтернативы.

Плюсы:
  • простота платформы;
  • возможность группового общения.
Минусы:
  • ограничение в количестве подключений;
  • нестабильный софт на некоторых устройствах.

Уроки в Zoom

Ещё одна платформа для организации видеоконференций. Учителям она помогает отключать микрофоны учеников и включать только тогда, когда нужен ответ учащегося на вопрос. Кроме того, с помощью собственных средств платформы можно записывать уроки, чтобы делиться с учениками, их родителями или школьным руководством.

Однако с популярностью платформы Zoom сами школьники стали передавать идентификаторы и пароли трансляций интернет-хулиганам. Те записывали видео или устраивали трансляции в Twitch с издевательствами над учителями. Даже создавались специальные YouTubе-каналы, где выкладывались смешные, по мнению детей, ролики. Позже педагоги справились с напастью, включая функцию «Зал ожидания» для трансляций, чтобы контролировать присутствующих на трансляциях. Минусом можно считать и ограничение трансляции в 40 минут, но сейчас компания позволяет по запросу в техподдержку для школьных организаций снять лимит по времени.

Вот что рассказала учитель обществознания школы № 96 г. Перми Мария Оборина: «Нам поступил приказ департамента образования: если не используются рекомендованные платформы, то занятия проводить в Zoom. Учителя и СМИ сообщали, что дети хулиганили на уроках. Но сейчас вроде стало спокойнее».

У многих учителей возникали проблемы с Zoom, специально для них мы написали инструкции как начать пользоваться Zoom и как управлять видеоконференцией во время урока.

Плюсы:
  • простота платформы;
  • возможность группового общения.
Минусы:
  • необходимость настройки безопасности для трансляций;
  • ограничение в 40 минут на трансляцию.

Уроки в Discord

Discord – популярное приложение для группового чата, изначально было создано для геймеров как место для общения и создания сообщества. Однако в последнее время приложение стало активно использоваться в дистанционном обучении. Discord состоит из серверов, доступ к которым можно получить только по приглашению. Каждый сервер обычно имеет несколько каналов (текстовый или голосовой), каждый из которых посвящен отдельной теме или имеет различные правила.

Источник: discordapp.com

Проводить занятия можно с помощью голосового канала с включенной функцией Go Live, при которой транслируется изображение экрана преподавателя. Во время трансляции можно отвечать на вопросы или обращаться к ученикам.

Плюсы:
  • Платформа бесплатная, с закрытым доступом;
  • Современный и понятный интерфейс;
  • Доступ к приложению через интернет-браузер, ПК или мобильное устройство.
Минусы:
  • Возрастное ограничение, доступен для регистрации учащихся от 13 лет;
  • Временно увеличен лимит пользователей для Go Live с 10 до 50 человек.

Уроки в Half-Life: Alyx и Minecraft Education Edition

Учитель из Сан-Диего Чарлз Кумбер пошёл ещё дальше и провёл урок геометрии для семиклассников в игре Half-Life: Alyx. На одной из игровых локаций он нашёл виртуальное стекло и маркер. Необычный урок понравился не только школьникам, но и СМИ, которые поспешили рассказать о возможности использования игр во время дистанционного обучения.

Для младшеклассников корпорация Microsoft предлагает Minecraft Education Edition. Игра помогает, например, узнать, какие виды животных вымерли, а какие находятся на грани вымирания и как человек влияет на природу. А некоторые части игры учат программированию и дают первые знания о законах и алгоритмах искусственного интеллекта.

Плюсы:
  • необычная платформа;
  • дети любят Minecraft;
  • возможность заинтересовать детей уроком.
Минусы:
  • отсутствие общения с учениками;
  • необходимость купить игру и освоиться в VR-режиме.

Домашние задания онлайн

Google Classroom

Платформа для ведения списка классов, курсов и занятий. Для педагогов есть инструменты по формированию заданий ученикам, выставлению оценок за уроки, а учащиеся могут готовить и высылать задания в документах Google.

При создании заданий видеоролики и документы цепляются автоматически. Их можно просматривать как на десктопных, так и на мобильных устройствах.

«Платформа удобная и простая, но к ней, как и к любой другой, нужно привыкать. Можно наглядно видеть, когда и какому классу нужно сдать задания. В самом сервисе можно сразу же проверить домашние задания. Но есть проблема, что дети могут указать ник, а не имя и фамилию. С этим нужно как-то бороться, ведь мы приходим на платформу учиться, а не развлекаться», – рассказывает учитель родного языка и литературы лицея № 146 «Ресурс» г. Казани Кристина Бурдина.

Плюсы:
  • простая платформа;
  • интеграция с другими сервисами Google;
  • интуитивно понятная система создания заданий;
  • контроль домашних заданий.
Минусы:
  • нет обязательных требований к указанию имени и фамилии.

Дистанционное обучение в Moodle

Moodle – платформа для разработки и запуска образовательных сайтов. Внутри каждого сайта можно создать несколько курсов с готовыми уроками. Из заданий доступны квизы, тесты, загрузка файлов и работа в группах. Прогресс изучения визуально отображается для каждого ученика отдельно.

Однако для создания сайтов, несмотря на наличие конструктора, требуется много времени. Нелишним будет знание языков программирования и алгоритмов. Документация в основном на английском языке, но есть форум, где пользователи готовы поддержать коллег советом или готовым решением проблемы.

Плюсы:
  • конструктор создания сайта;
  • контроль домашних заданий;
  • визуализация прохождения курса.
Минусы:
  • сложности в освоении и администрировании.

Если вас заинтересовали возможности Moodle, обратите внимание на российскую платформу iSpring. iSpring мало известна в России, но широко применяется в сфере корпоративного образования в США. По возможностям не уступает Moodle, при этом не требует знаний системного администратора.

Советы учителям по управлению учебным процессом онлайн

  1. Стремитесь минимизировать количество используемых платформ и сервисов. Отдавайте предпочтение тем, которые уже сложились, и которые понятны детям и родителям. Вам не придётся сталкиваться с негативом и тратить время на убеждения.
  2. Старайтесь не использовать две и более системы для одного и того же. Классический пример: отправлять домашние задания в электронном дневнике и в WhatsApp. Расхождения в информации между ними порождают бесконечный поток вопросов в чате, люди перестают доверять обеим системам. А люди не пользуются системами, которым не доверяют, единственным достоверным источником станете вы.
  3. Если вы используете WhatsApp, или другие мессенджеры, создайте для регулярных вопросов отдельные чаты. Некоторые мессенджеры позволяют группировать сообщения хештегами. Например, для заданий домашней работы, можно создать отдельный чат, где будут только эти задания. Запретите остальным что-либо писать в этом чате.
  4. Старайтесь отвечать на вопросы в чатах одним развёрнутым сообщением, которое исключит разные трактовки и дополнительные вопросы. Перед тем как отправите ответ, убедитесь, что вы ответили на поставленный вопрос, а не высказали своё мнение о нём. Если особо настырный родитель пишет вам пятое сообщение по одной теме, это сигнал позвонить ему лично.
  5. Стремитесь создавать расписание занятий и заданий заранее, хотя бы на неделю вперёд. Не пишите расписание в чате – утечёт из поля зрения, не пересылайте файлом – люди устанут искать его и будут спрашивать вас. Создайте документ в Google Документах, откройте к нему доступ по ссылке. Ссылку можете закрепить в чате. Не пишите в этом документе конфиденциальную информацию!
  6. Экстренные события требуют экстренной работы, но постарайтесь организовать её так, чтобы не реагировать на чаты после 18-19 часов. Основное свойство информационных потоков – чем больше вы реагируете на них, тем больше они требуют к себе вашего внимания. Если этого не делать, цифровая интоксикация в считанные недели приведёт к профессиональному выгоранию.
  7. Если нужно объявить в чате непопулярное решение, предварительно созвонитесь с несколькими авторитетными родителями и заручитесь их поддержкой, им будет приятно помочь вам, а вас это избавит от разрывающегося чата. Обращайтесь за помощью к родительским комитетам.
  8. Упрощайте, если есть возможность. Не просите детей распечатывать тест, заполнять его вручную и отправлять вам фото. Пусть заполняют и присылают вам сам электронный документ. Не посылайте видео электронной почтой, почти всегда его можно расшарить по паролю. Подумайте какие шаги можно упростить.
  9. Стимулируйте живое общение с детьми. Шутите и хвалите во время конференции. Это добавит онлайн-урокам душевной теплоты и жизненности. Попробуйте интерактивные элементы вроде досок для рисования или опросников.

Дистант: что дальше?

Внезапная необходимость переходить в онлайн встряхнула сферу обучения. Учителя узнали новые, ранее плохо изученные, инструменты и практики, школьники – взглянули на онлайн-инструменты не только в ключе развлечений, но и в ключе самоорганизации и ответственности. Мир в одночасье изменился. Чем с большим интересом общество отнесётся к новым возможностям, тем более конкурентные преимущества мы получим в ближайшие годы.

Если материал показался вам интересным, делитесь им. Напишите в комментариях, что было интересно, о каких сервисах мы забыли, какие хитрости помогают вам. Наша взаимная поддержка поможет нам быть вместе даже в самоизоляции.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube