Директор // Тема дня

Не следует использовать только офлайн-методики в дистанционном формате


Не следует использовать только офлайн-методики в дистанционном формате
Фото: www.upmonitor.ru

С 16 марта все школы Москвы перешли на дистанционное обучение. На этой неделе, с 30 марта по 3 апреля, уроки по расписанию не проводятся, но организованы другие онлайн-мероприятия для детей.

О том, как сделать дистанционное обучение для детей интересным и эффективным, каких ошибок следует избегать и какие информационные ресурсы использовать, рассказывает Мария Поляткова, директор столичной школы № 641 имени С. Есенина.

– Мария Анатольевна, использовалось ли у вас дистанционное обучение до пандемии коронавируса?

– Наша школа имеет достаточное количество современного оборудования и опыта дистанционной работы. Дети и педагоги не понаслышке знакомы с необходимыми образовательными онлайн-ресурсами для учебы, поэтому мы сразу же включились в дистанционный процесс.

Прежде всего я хочу уточнить разницу между терминами «дистанционное обучение» и «электронное обучение» в соответствии со статьей 16 Закона «Об образовании в РФ».

Дистанционное обучение предполагает общение учителя с учениками онлайн в режиме реального времени (Skype, Zoom и другие).

Электронное обучение проходит в режиме офлайн: учитель направляет ученикам материалы для изучения и задания для самостоятельного выполнения с учетом его индивидуальных особенностей – уровня знаний, способностей, мотивации и так далее.

Мы применяли обе эти формы в том случае, если ребенок занимался по индивидуальному учебному плану по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам.

В школе № 641 имени С. Есенина мы также сочетаем электронную форму обучения (ученик работает с материалами в удобном для него графике) и собственно дистанционную форму, когда дети взаимодействуют с учителем в онлайн-режиме в соответствии с расписанием уроков.

– Потребовалась ли вашей школе дополнительная подготовка к дистанционному обучению или вы включились сразу?

– Серьезная подготовка к переходу на дистанционное обучение нам не потребовалась. Наша школа технически оснащена необходимым оборудованием, дети и педагоги не понаслышке знакомы с необходимыми образовательными онлайн-ресурсами для учебы, поэтому мы сразу же включились в дистанционный процесс.

Учителя, работающие в одном классе, совместно определили информационные платформы, которые будут использовать в период дистанционного обучения. (distance.mosedu.ru). Количество используемых электронных ресурсов или платформ в одном классе упорядочено: для начальной школы – не более трех, для 5–7-х классов – не более четырех, для 8–9-х классов – до пяти, для 10–11-х классов – без ограничений, ведь старшеклассники – уже очень опытные пользователи электронных систем. Составлен график регулярных консультаций для старшеклассников, которые учителя проводят дистанционно, при помощи видеосвязи. Стать участником каждой из них можно по желанию.

– Какие программы, платформы, серверы Вы бы порекомендовали своим коллегам?

– Московская электронная школа (МЭШ) – наш основной ресурс при реализации обучения с использованием дистанционных технологий. Также мы используем материалы Российской электронной школы (РЭШ), Московского образовательного канала (МособрТВ), сервис Московского центра качества образования «Мои достижения» (myskills.ru), сервис Яндекс.Учебник (education.yandex.ru), медиатеку издательства «Просвещение» (media.prosv.ru), блестящие материалы Городского методического центра (https://mosmetod.ru), Центра педагогического мастерства (cpm.dogm.mos.ru) и пр. Все они бесплатны и находятся в открытом доступе для пользователей.

– Каковы, на Ваш взгляд, наиболее эффективные методики организации интерактивного обучения в онлайн-формате? Как можно мотивировать учащихся на такое обучение?

– Вебинары с возможностью обратной связи; блоги на YouTube (они рассчитаны на большую аудиторию); сценарии в МЭШ и в РЭШ, так как они сконструированы с использованием разных видов работ и разных способов восприятия учебного материала, обязательно содержат упражнения на закрепление; любые информационные сервисы, где можно тренироваться, достигая максимального результата, без ограничения попыток.

Игровой формат, симуляция, к сожалению, не вполне развиты, но это на сегодняшний день востребованный у детей эффективный инструмент, который пока распространён только в платных приложениях.

Также эффективной мы считаем кейсовую технологию, так как эта технология способствует активному взаимодействию детей при поиске решения и особенно привлекательна, когда решаемые задачи в кейсе межпредметны.

– Как следует учитывать возраст учащихся в процессе дистанционного обучения (продолжительность урока, игровой формат для младших школьников)?

– Исходя из возрастных категорий детей учитель определяет, как сконструировать сценарий урока, какие виды деятельности и восприятия использовать, включены ли в урок одна или две короткие физические разминки, какой способ рефлексии выбрать и т.д. Такой подход позволяет грамотно выстроить процесс дистанционного обучения.

– Как осуществляется подготовка к ЕГЭ и ОГЭ в новом формате?

– Для этих целей существуют разные ресурсы: тренировочный сервис с автоматической проверкой: Яндекс.Репетитор; сервис самоподготовки «Мои достижения»; платформа «Московская электронная школа».

Есть тренировочный сервис MySkills с проверкой работ экспертами, с возможностью получить консультацию по вопросам с развернутым ответом. Если у выпускника возникает вопрос, то он всегда может обратиться за помощью к учителю.

– Потребовалась ли помощь со стороны родителей и их предварительная настройка на дистанционное обучение?

– Родители и дети, получая четкие алгоритмы, выполняют их в большинстве своем безукоризненно.

В ряде случаев родители должны были решать вопрос об очередности пользования в семье цифровыми устройствами, об увеличении трафика сети, иногда обращались к классному руководителю с просьбой выдать задание на всю неделю в классическом варианте.

Главное звено в информационной цепочке «школа – семья» – это классный руководитель. Именно его задача – организовать помощь школы в случае необходимости.

– Каких ошибок следует избегать при организации дистанционного обучения?

– Во-первых, не следует использовать только офлайн-методики в дистанционном формате.

Онлайн-режим требует других способов подачи материала и вовлечения детей, нежели обычные школьные уроки. Нужно чаще переключать внимание учеников, чаще обращаться к ним по имени, использовать видеоролики, иллюстрации и инфографику. Также не надо забывать делать регулярные перерывы.

Во-вторых, неправильно отказываться от индивидуальных заданий, создаваемых в зависимости от потребностей ученика и его возможностей.

В-третьих, нельзя относиться к дистанционному обучению как к проблеме. Наоборот, это всего лишь стимул для саморазвития опытных учителей поколения X – для освоения тех технологий, которые востребованы у детей поколения Z и у молодых учителей поколения Y.

– Наблюдаете ли Вы различия в готовности к дистанционному обучению у пожилых и молодых педагогов?

– На мой взгляд, молодые педагоги быстрее воспримут онлайн-формат, но и возрастные московские педагоги абсолютно все владеют технологиями, необходимыми для электронного обучения. Они умеют пользоваться всеми ресурсами, в том числе МЭШ, они знают, как индивидуализировать учебные материалы и домашние задания в рамках электронного журнала и дневника. МЭШ явилась своеобразным итогом той работы, которая велась с 2010 года по информатизации столичного образования.

Что изменит онлайн-обучение в дальнейшей жизни вашей школы?

– Возможно, спрос на заочное обучение несколько возрастёт. Предполагаю, что среди старшеклассников, особенно среди 11-классников. Остальные дети и учителя вернутся со свежими силами к очному обучению.



Новости





























































Поделиться