Школьники // Статья

Четыре копыта «троянского коня»

  • 8 марта 2020

Четыре копыта «троянского коня»
Фото: tildacdn.com

Простой вопрос «Какими вы хотите видеть своих учеников?» обычно вводит учителей в ступор. Одни вспоминают про «амбициозных, мобильных, коммуникабельных», другие цитируют ФГОСы… Теперь отвечать будет проще: НИУ «Высшая школа экономики» представляет четыре ключевых компетенций XXI века: креативность, критичность, коммуникабельность и кооперацию.

Что стоит за этими красивыми словами?

С определением креативности у школьников большие трудности, но при этом они убеждены, что креативность нужна в любой профессии. Спрашиваю: как вам креативный авиадиспетчер, работник автозаправки, оператор АЭС, хирург, кассир и т.д.? Смеются, потом задумываются.

Действительно, большинство профессий, особенно связанных с техникой,предполагает жесткий алгоритм действий.

Креативность как способность находить и применять нестандартные решения возможна только при совершенном освоении стандартных операций. Нет ничего опаснее креативного дилетанта. А вот по-настоящему креативный человек нередко испытывает трудности с «кооперацией» и не всегда готов работать в команде. Будем его «лечить»?

Критичность, то есть способность мыслить самостоятельно, опираясь на собственные знания, опыт, интуицию –важная, но далеко не единственная грань мышления, имеющая наследственную природу. Проблематично воспитать ееу младших школьников, пока не имеющих ни знания ни опыта.

Коммуникабельность – свойство, во многом обусловленное особенностями нервной системы. Большинство ученых, философов, людей искусства – интроверты. Для того, чтобы делать открытия и создавать произведения искусства, им необходимо держать свое сознание расчищенным от лишней информации и необязательных контактов. Их тоже будем лечить?

Кооперация (навыки взаимодействия) – одна из пяти характеристик эмоционального интеллекта, которая приглянулась авторам концепции четырех ключевых компетенций больше, чем остальные. Полезное умение, которое блестяще пользуются мошенники и брачные аферисты. Ни одна ОПГ без навыков кооперации тоже долго не протянет.

Тысячи креативных и коммуникабельных лидеров, талантливых химиков, программистов, перспективных врачей, юристов, сотрудников правоохранительных органов, чиновников отбывают тюремные сроки за организацию преступных сообществ, коррупцию, хищения, мошенничество.Более того, чем выше уровень развития компетенций, тем опаснее эти преступники и тем сложнее их найти и привлечь к ответственности.

Из этого не следует, что не надо развивать эти и другие компетенции. Развивать их необходимо, но недостаточно. Но сами по себе hard и soft skills, нейтральны, и только направленность личности, мотивы деятельности и жизненные ценности (basic skills, раз уж мы перешли на английский) задают вектор их приложения. М. Чиксентмихайи сравнивает психическую энергию человека с потоком, который фокусирует наше внимание и мотивирует наши действия. Как и другие формы энергии, она может быть использована для созидательных и разрушительных целей.

Казалось бы, американские школьники, у которых на протяжении всего школьного обучения целенаправленно развивают десятки необходимых компетенций в рамках программы «Life skills», должны быть застрахованы от проблем социализации, проявлений агрессии, суицидальных наклонностей.Но этого почему-то не происходит.

Низкую эффективность метода можно объяснить тем, он базируется на бихевиористском подходе (И. Павлов, Д. Уотсон, Б. Скиннер) – психолого-педагогической концепции технократического воспитания, основанной на исследовании поведения животных и по сути сводящейся к дрессуре, а не к воспитанию личности.

Справка. Компетентностный подход, который сегодня преподносится как know how,упоминается еще в американской доктрине «Системы проектирования военной подготовки» (1968). В советской педагогике «навыки» входили в знаменитую триаду «ЗУНов» - «знания, умения, навыков». В психологии труда есть понятие «профессионально важные качества», близкое по смыслу к одному из значений термина «компетенции». В настоящее время рассматривается вопрос о замене термина «компетенция» на «способность», имеющий вполне определенное значение – «владение способом делания (деятельности)» и действительно широко используемый при описании требований к результатам освоения образовательных программ в федеральных государственных образовательных стандартах».

При выборе приоритетов в вопросах воспитания лучше идти не от устаревших подходов и абстрактных схем, а от успешной практики, как Р. Сент-Джон, взявший более пятисот интервью у признанных профессионалов.

Вот что объединяет всех этих людей:
  1. Любовь к своему делу.
  2. Трудолюбие.
  3. Концентрация.
  4. Умение преодолевать себя.
  5. Креативность.
  6. Стремление к саморазвитию.
  7. Умение служить людям.
  8. Упорство.
Мы видим, что в этот список вошли качества, не сводимые к набору компетенций, это – сплав генетически заложенных черт, мотивов и ценностей, возможностей и рисков семейного и школьного воспитания, личного опыта, социального климата.

Элементарный предмет невозможно сделать, не имея хотя бы мысленного плана действий.Мы же дерзаем воспитывать человека. Поэтому надо, во-первых, осознать, какими мы хотим видеть своих учеников, различая инструментальные и сущностные понятия, во-вторых, подобрать подходы и стратегии, адекватные поставленным целям, в-третьих, создать и/или найти инструменты и технологии, которые способны приблизить нас к достижению этих целей. Затем годами взращивать поколение умных, добрых, честных, ответственных, трудолюбивых граждан своей страны, открывая возможности для каждого, а не только для того, кто успел заскочить в «социальный лифт».

Литература

Галина Резапкина,
Федеральный институт развития образования РАНХиГС


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube