Каждый раз после школьного родительского собрания мне хочется спрятаться в домик и сказать «чик-трак». Страшно думать о будущем, страшно думать о настоящем, страшно идти по улице, потому что из-за угла вот-вот выскочит ЕГЭ и задушит.
Сколько лет должно пройти после введения ЕГЭ (прошло уже десять), чтобы учителя перестали посвящать ему трёхчасовые собрания и говорить о нём с ужасом в глазах и дрожью в голосе? Я уже пережила это со старшим ребёнком, теперь история повторяется с младшим, но в какой-то ещё более извращённой форме. И три года назад, и сейчас учителя повторяют одно и то же: ЕГЭ всё сложнее (например, в этом году в ОГЭ по математике добавили задание из ЕГЭ), дети всё безответственнее. И главное – ЕГЭ про одно, а учебный план про другое.
За 3 часа ни одного слова об успехах и достижениях детей. Монотонный разбор заданий и зачитывание результатов «пробников», сопровождающееся душными комментариями:
«Сколько с ними ни пиши, а воз и ныне там».
«Дети не читают и не учат стихи!».
«Это не мы придумали, это Министерство образования (что бы это ни значило) придумало!»
«Мало им ЕГЭ, они задушат нас ВПРами».
А в финале – железобетонное:
«Стране не нужны умные, стране нужны рабочие. Вузы для избранных!»
Родители моментально подхватывают эту тему, потому что тоже боятся ЕГЭ, потому что до сих пор не понимают, что такое ВПР, потому что устали отдавать деньги репетиторам и потому что даже мысли не допускают, что кроме вуза есть ещё какой-то путь.
Собрание неминуемо превращается в балаган под названием «Раньше такого не было! Верните советскую систему!»
***
Иду и думаю о том, как надоела нашим детям эта заезженная пластинка. Они уходят в виртуальные миры, потому что им тоже страшно. Радуюсь за тех, у кого толстая кожа и волнуюсь за впечатлительных и ответственных. И тем, и другим хочется иметь выбор и свой жизненный план, даже если он не вписывается в систему координат родителей. Как же тревожно.
Вернувшись, говорю дочке, что за время её болезни весь класс написал пробник по математике, и ей обязательно нужно это сделать. На что она невозмутимо отвечает, что времени ещё вагон, они его уже сто раз писали. Выдыхаю. Тревога уходит, а я растворяюсь в мелодичном стихотворении на украинском языке, которое дочка выучила для себя, пока я была на собрании. (А нам сегодня говорили, что дети не учат стихи. Учат, и их интересы шире школьной программы). Чит-трак, мы в домике. И мы вас не боимся.
Мария Королева