На эти и другие вопросы искали ответ участники паблик-тока «Эмоциональный интеллект в семье», который прошел в рамках четвертой ежегодной международной научно-практической конференции «Работающий эмоциональный интеллект».
В разговоре приняли участие лидер «Лиги современных родителей», директор «ЭИ Дети» Нина Добрынченко-Матусевич, наставник сети школ «Gymnasium» Лидия Гунина, директор центра Executive-коучинга, развития и карьеры, Московской школы управления СКОЛКОВО Елена Клековкина, консультант-эксперт по вопросам образования Анна Высоцкая, основатель сети «БЭБИ-клуб» Юрий Белонощенко. Модерировала дискуссию заместитель главного редактора газеты «Вести образования» Татьяна Волошко.
В ходе беседы пришли к выводам, что:
- ЭИ есть у всех людей и детей. Развивать его нужно для здоровья, успешной реализации себя и выстраивания отношений в любой социальной группе (семье, коллективах, компании сверстников).
- ЭИ у детей развивается на примере значимых для ребенка взрослых, в умении рефлексировать и в деятельности (спорт, учеба, дополнительные занятия по интересам). В этих трех направлениях надо развивать ребенка и развиваться взрослым.
- ЭИ неотделим от развития soft skills, навыков, которые также способствуют самореализации человека. Основные направления – целеполагание, работа в команде, эффективная коммуникация, конфликтология, стрессоустойчивость, адаптивность.
- Семья – это тоже команда, в которой эмоциональное развитие можно организовать с юмором и пользой. Вечерние чаепития с рефлексией дня всех членов, совместные эмоциональные зарядки-разрядки с подушками и криками разных племен. Подробное планирование совместного отдыха, экскурсии, похода. Семейные просмотры фильмов и мультфильмов, обсуждение и придумывание иной сюжетной линии. Ритуалы конфликтных ситуаций, которые неизбежны.
- Основой эмоционального воспитания является принятие, уважение и поддержка чувственности другого, умение найти решения для сложных ситуаций и переживаний. Можно и нужно проживать тяжелые чувства. Главное – научиться в семье делать это экологично по отношению друг к другу. И в каждой семье это могут быть свои способы – письма, рисунки, песни, смайлики.
Лидия Гунина поделилась забавным способом снятия стресса: когда чувствуешь, что готов «взорваться» на домашних – приседай.
Юрий Белонощенко напомнил, что необходимо как можно чаще обниматься друг с другом, а ещё периодически говорить с ребенком, находясь на одном уровне с ним, буквально стоя на коленях или сидят на корточках. Анна Высоцкая уверена, что день ребенка должен быть наполнен спонтанными событиями, а расписание – дерегулировано, а Елена Клековкина рассказала, как развивать ЭИ у подростков и объяснила, почему они откровенны с другими взрослыми, а с родителями - нет (но это пройдет). Мама троих сыновей Нина Добрынченко-Матусевич в очередной раз развенчала миф о том, что «мальчики не плачут и не должны», рассказав, как не подавлять эмоции, а переключать и применять там, где они уместны и принесут пользу.
Кстати, совсем скоро выходит книга «Эмоциональный интеллект ребёнка и здравый смысл его родителей».