Слово «Эврика» накрепко срослось с именами двух физиков. Хотя каждый из них больше, чем физик. Первый физик – это Архимед, а второй физик – это Александр Изотович Адамский. И каждого есть своя «школьная история». О каждом сложены свои школьные мифы и легенды.
Царь Сиракузский Гиерон вызывает выдающегося учёного, почётного гражданина Сиракуз Архимеда и говорит: «Слушай–ка, дорогой Арчи. Вот тут корона. Сделали её мастера на заказ. Мне кажется, они жулики. Утверждают, что корона золотая. Но я подозреваю, что подмешали они туда серебра. Разберись с этим, пожалуйста». На дворе 3 век до нашей эры. Таблицы удельных весов еще не придумали. Вот и пришлось царю звать гения.
Но подтачивает сомнение. Едва ли бы такого человека, как Архимед, аристократа, по данным некоторых историков, дальнего родственника царя Гиерона, по такому поводу могли отдернуть от дел. Даже сам царь, даже для выполнения царского технического задания. Разве что – по-свойски, по-родственному попросил…
Также мне трудно представить, что Александра Изотовича Адамского пригласили в Сиракузское управление самым лучшим в древнем греческом мире сиракузским образованием и предложили: «Дорогой Александр Изотович, просчитайте, удельный вес «off» и «on» в смешанном обучении». А Александр Изотович принял бы предложение и тут же приступил бы к расчетам. Это как поверить в то, что нагой аристократ Архимед по факту озарения в термах выбежал оттуда, как ошпаренный, и понесся по сиракузским улочкам с криком «Эврика!», смущая свободных граждан и гражданок полиса. Подозреваю, что Александр Изотович, окажись он в аналогичной ситуации, тоже едва ли побежал бы по миру голым, хотя в бабочке, признаем честно, это выглядело бы очень колоритно. Но шутки шутками. Пусть шутят и продолжают шутить физики. Они это умеют и любят делать.
На самом деле, куда больше сближает этих двух замечательных людей, знаменитая тоже «школьная» фраза Архимеда: «Дайте мне точку опоры, и я переверну весь мир». Только «не дайте» – Адамский её сам создаст и даст. Школе, всему турбулентному миру образования, который порой изо всех сил пытается жить (имитировать жизнь) по законам почивших еще в прошлом веке институтов стабильного общества.
Почивших не в 80–90-е, а, как минимум, в 20-е – прочтите небольшую книжку «Воспитание в условиях меняющейся цивилизации», которую написал Уильям Килпатрик, последователь и соратника Джона Дюьи по американским образовательным реформам. Она, переведенная на русский ровно 90 лет назад (1930), об этом. Вся устойчивость современного мира ушла в одно – в развитие. Инновация – единственное, что в силах удержать традицию потому, что она удерживает в развитии наиболее жизнеспособное, исторически перспективное в ней. Системе Эльконина – Давыдова более 60 лет. «Традиция» это или «инновация»? А народная педагогика задолго до нас была «педагогикой сотрудничества» в «зоне ближайшего развития», обладала чертами «развивающего образования» и т.д. (отсылаю квеликолепными, проницательным и пронзительным книгам академика Геннадия Никандровича Волкова). Но чтобы понять это, надо заново построить «педагогику сотрудничества», осмыслить, что и кем творится в «зоне ближайшего развития», придать образованию характер развивающего и развивающегося. И развитие образование, в том числе, за пределами образования – единственное, в чем оно сегодня может сохраниться. Как школа – в «расшколивании». Как основное образование – в «дополнительном» (по крайней мере, в подростковой школе, как об этом говорит Александр Асмолов).
Понятно, что просто пускаться в поиск опор за пределами того, за что держались (цеплялись) раньше, – занятие бессмысленное. Смыслом его можно наполнить, лишь организовав для этой цели экспертное сообщество, которое сможет задать интегральное видение новых образовательных институтов общества. Это неизмеримо сложнее, чем реформировать содержание образования, разрабатывать для него «суммы технологий» (С. Лэм), пусть самых наукоемких. Это – задача категории сверхсложности, которую взял на себя мужество решать Александр Адамский, собрав для ее решения мощный экспертный пул на базе своего детища – Института проблем образовательной политики «Эврика». Про ФГОС 4.0 самые недоверчивые спрашивают: кто за этим, кто это заказал? Никто. История, если мы хотим, чтобы она у нас была не только позади. Историческое чувство, историческое понимание и историческая инициатива. История – вещь столь же объективная, сколь и добровольная. И история 21 века имеет все шансы стать не историей научно-технологических прорывов, а историей образования, которое определит и запросы в этих прорывах.
Точки опоры Александра Адамского – это реперные, как модно говорить точки. Но если мы вспомним первоначальное, геодезическое значение этого термина.
А это – метки высоты над уровнем моря, меры, в конечном счёте. Александр Изотович со своими коллегами создаёт, прежде всего, меры современного педагогического мышления, меры мышления в образовании. По большому, гамбургскому счету, это и есть то, что называется образовательной политикой. Ее вырабатывают не в кабинетах «сиракузских управлений образования», а в мысли о том, каким может и должно стать образование в мире, в котором мыслить приходится на каждом шагу. А не только тогда, когда нужно или хочется перевернуть мир. Образовательная политика – это «реперные точки» мышления об образовании. Их и размечает Александр Изотович. И на эту разметку опираются педагоги-практики, которых сумел вдохновить своим поиском Адамский, увлечь за собой в поле мыслящего образования. Разных педагогов с разными проектами, которых объединяет то, что у них есть точка опоры.
Можно не доверять чиновникам, но нельзя не верить в думающих людей. А что если думающий человек работает чиновником? Такие люди тоже рядом с Александром Изотовичем.
Они понимают, что управлять можно, только имея реперную точку опоры, а не пункт циркуляра, который без такой точки – переведенная бумага или цифра. Кстати, Александр Изотович, корректный, дипломатичный, но по принципиальным позициям непримиримый (даже не пробуйте!) разрушил традиционный способ взаимоотношений между чиновниками и экспертами, построенный на взаимном отторжении. Я знаю только одного человека, которому это удалость сделать в сфере муниципального управления, превращенного в механизм регионального развития. Это – архитектор, урбанист, теоретик культуры, политик, мыслитель Вячеслав Леонидович Глазычев.
И в завершение. Быть может, это – самое главное. Что же находит «Эврика»? В первую очередь – людей. А люди – себя в ней.
…Я наблюдал за тем, как рос со своей «Эрикой» А.И. Адамский. И все же, 65 – это пока молодость. Еще 65 – молодая зрелость. Словом, до 130, дорогой Александр Изотович! Подвижник образования с точкой опоры.