Управляющие советы – это относительно молодой орган государственно-общественного управления, который обладает довольно широкими полномочиями. В последние годы в эти структуры приходит все больше инициативных, состоявшихся в бизнесе, в науке и политике людей: например, экс-вице-премьер российского правительства, а ныне сопредседатель фонда «Сколково» Аркадий Дворкович и официальный представитель МИД России, Чрезвычайный и Полномочный посол Мария Захарова.
Управляющий совет Школы № 814 московского микрорайона Матвеевское возглавляет Артемий Понявин, Директор Исполкома Национального Дельфийского совета России.
Школа № 814 представляет собой огромное хозяйство: 17 корпусов (5 учебных, 11 детских садов и Центр детского творчества).
Артемий Понявин уверен, что школа должна быть центром социокультурного развития своей территории, а создание Лиги управляющих советов – одна из его стратегических идей. Об этом всем он и рассказал в интервью «Вестям образования».
– Почему Вы выступили с инициативой создания Лиги управляющих советов, которая бы объединяла эти органы и помогала им решать общие вопросы?
– Начну немного издалека. Несмотря на то, что система управляющих советов действует с начала 2000-ых, она все еще проходит период становления. Миссия этих структур – стать центром согласования интересов всех участников образовательного процесса: учеников, родителей, педагогов, учредителя, школьной администрации. Не случайно представители этих сторон входят в состав управляющего совета. Таким образом, складывается уникальная площадка не только для диалога и обсуждения, но и принятия важных решений, которые должны быть реализованы на практике. Нередко для этого необходимо установить контакты с различными структурами – префектурой и управой, профильными департаментами города, общественными организациями, с поставщиками услуг, коммунальными службами. Без этого решение многих вопросов не сдвинется с мертвой точки.
Приведу пример из практики нашей работы: развивая взаимодействие с органами власти и «внешними» организациями нам удалось добиться введения специального тарифа в новом спортивном клубе, открывшемся в нашем районе, а проблема с безопасным перемещением школьников и воспитанников детских садов уходит в прошлое благодаря строительству целой сети дорожек и тротуаров, а также установке «лежачих полицейских».
При этом, уверен, нам много чему можно поучиться у управляющих советов Москвы и регионов, привнести их опыт в свою практику, а по ряду вопросов, возможно, и выработать общую точку зрения.
Объединение управляющих советов, как бы его ни называли – Лига, Ассоциация, Клуб – как раз и необходимо для того, чтобы обмениваться лучшими практиками, проходить обучение, координировать совместную работу. Главное, с моей точки зрения, чтобы такая деятельность вела к повышению образовательного и воспитательного результата и удовлетворенности обучением.
И тогда, полагаю, управляющие советы смогут выйти на новый, более высокий уровень, тем более что за прошедшие годы уже наработан хороший опыт и создан фундамент, но сейчас стоит задача расширить горизонты.
– Кто поддерживает эту идею? Планируется ли деятельность такой структуры во всероссийском масштабе?
– Вопрос целесообразности объединения управляющих советов обсуждается уже давно, рассматриваются возможные формальные и неформальные форматы сотрудничества. С определенной регулярностью проводятся мероприятия, собирающие управляющие советы московских школ.
Важно, что площадками и организаторами таких обсуждений и событий становятся структуры органов власти, в первую очередь, Департамента образования и науки города Москвы, школы города, профильные институты, такие как «Эврика» и МГПУ, отраслевые форумы, прежде всего, «Город образования», некоммерческие партнерства и экспертные сообщества.
Помимо этого, только за последние пару месяцев мне удалось обсудить вопрос целесообразности создания Лиги с председателями примерно полусотни управляющих советов столичных школ, подавляющее большинство которых проявляли большой интерес к этой идее и выразили готовность к сотрудничеству.
Что касается общероссийского масштаба, то это очень заманчивая идея, но и соответствующая ответственность. Очевидно, что у каждого региона есть своя специфика и опыт, которые представляют исключительную ценность для развития общего дела. Сотрудничество в таком масштабе позволяет значительно расширить возможности и говорить о создании глобального сообщества инициативных и подготовленных людей, заинтересованных в формировании легитимного общественного запроса в сфере образования.
– Управляющий совет обладает множеством различных функций и полномочий – от разработки образовательной программы школы до организации школьного питания. Какие вопросы вызывают наибольшие споры и конфликты?
– Прежде всего, мы делаем все, чтобы слово «конфликт» вообще ушло из практики. Управляющий совет – это важнейшая площадка уважительного и профессионального диалога всех участников образовательного процесса и местного сообщества.
В нашей школе, например, пару лет назад возникли серьезные трудности с вопросом использования школьниками мобильных устройств: точки зрения находились в спектре от полного запрета до бесконтрольного использования. Накал страстей был серьезным. Вместе с администрацией школы нам удалось усадить все стороны за стол переговоров и убедить перейти от эмоций к выработке решений. Интересно, что сам механизм регулирования использования гаджетов пришел от учащихся, входящих в состав управляющего совета – нам оставалось только изложить его в соответствующей форме. Эти правила были закреплены школьным локальным нормативным актом, который теперь применяется на практике. Так от конфликта через диалог мы совместно с родителями, учениками, учителями, администрацией школы сделали важное общее дело.
– Сейчас главным яблоком раздора стал переход на дистанционное обучение. Московские родители выступают против онлайн-обучения. Какая ситуация складывается в вашей школе?
– Это непростая тема, но я хочу поблагодарить руководство нашей школы и учителей, которые постарались сделать все, чтобы переход стал безболезненным и комфортным для всех родителей и детей. Как следствие, этот вопрос в нашей школе остро не стоит. Безусловно, оппоненты среди родителей есть, но в массе своей они не протестуют, а занимаются совместным поиском решения в режиме реального времени.
– Для московских школ большое значение имеет рейтинг и место в нем. Как это проявляется в вашей школе?
– Отрадно то, что наша школа постоянно развивается. Если 3-4 года назад место было ниже 300-го, то за этот период мы поднимались и до первой сотни, и даже выше. Причем рейтинг не самоцель, просто его критерии стимулируют работать в определенных направлениях и одновременно дают очень полезные ориентиры. А еще рейтинг мотивирует на командную работу – без совместных усилий учителей, администрации, учеников и родителей вряд ли удастся добиться хороших результатов.
– Вы являетесь Директором Исполкома Национального Дельфийского совета России. Дельфийские игры хорошо известны как крупнейшие соревнования в области искусства. А их тоже затронула пандемия? И есть ли что-то общее в вашей работе в Дельфийском совете и деятельности на посту Председателя Управляющего совета Школы № 814?
– В этом году, с 6 по 11 ноября, Девятнадцатые молодежные Дельфийские игры России впервые прошли в онлайн-формате. В них приняли участие 1706 человек из 72 регионов России. Соревновались в 30 номинациях – от театра, фортепиано и скрипки до искусства воспитания и дизайна одежды. Было разыграно 76 комплектов наград. Важно, что примененные особенности дистанционного формата позволило жюри так же профессионально и объективно, как и в прошлые годы, выявить лауреатов. Мы постарались выдержать концепцию мероприятия с «нулевым социальным контактом» во всех деталях: например, наградные документы были оформлены в электронном виде, медали рассылались как файл для последующей 3D-печати, а финальным событием стал Telegram гала-концерт.
Что касается работы в общественной сфере, то в Национальном Дельфийском совете России я уже 20 лет, и конечно же, эта деятельность очень схожа по духу и подходам с кругом задач в управляющем совете. Главное, что это всегда создание условий и атмосферы для развития – как отдельных людей, сообществ и организаций, так и общества в целом.