Хоть тема этой колонки совсем нерадостная, начнем с анекдота, ибо, нам кажется, к месту.
Начало XX века (анекдот еще из тех времен). Официант несёт заказ посетителю и у самого столика роняет на грязный пол тарелку со шницелем. Не моргнув и глазом, поднимает с пола шницель, слегка обдувает, кладёт его в чудом уцелевшую тарелку, ставит блюдо перед посетителем и, пожелав ему приятного аппетита, намеревается удалиться.
Посетитель (недоумевая): Милейший, помилуйте, там же бактерии!
Официант (убеждённо): А я в бахтериев не верю!
В родительских чатах не прекращаются споры о вреде и пользе онлайна и возращении к нему в случае возможной второй волны коронавируса. За этими спорами родители не заметили, что она уже в действии. Либо не хотят замечать.
В начале недели в сети появилась петиция с призывом объединиться против дистанта и требованием отменить указ мэра Собянина о дистанционном обучении детей с 6-го по 11-й классы с 19 октября 2020 года. Набор аргументов стандартный: дистанционное образование не заменяет очное, лишает детей социального развития, вредит здоровью учеников и учителей и, конечно, «никак нельзя допустить, чтобы дистанционное обучение стало основным, а очное – платным».
На фоне «поминальных лент» в социальных сетях и вестей со всех радаров о трагических смертях от ковида подобные призывы и требования выглядят, мягко говоря, странно.
С начала нового учебного года на карантине побывали тысячи классов, учителя одной школы по 10–15 человек с одинаковыми симптомами уходят на больничный. Жизнь многих из них уже оборвалась! Ещё не заболевшие педагоги боятся идти в школу, потому что от ковида умирают их коллеги.
Меж тем противники дистанта (о плюсах и минусах онлайна мы сейчас не рассуждаем!) упорно не видят в нём ни вынужденную меру, ни единственно возможную альтернативу сохранить здоровье и жизнь и продолжить обучение.
Ну нет для них никакой связи между коронавирусом и переводом школ на удаленку.
Ковид – про одно, дистант – про другое. Они охотно верят в заговор против России и в развал советского (российского) образования, а вирус, который на наших глазах убивает коллег, друзей и родных, всерьёз не рассматривают. Не верят, как тот официант в «бахтериев».
Мы ругаем дистанционное обучение, критикуем власть и на каждом углу кричим, что наша жизнь не стоит ни копейки, и мы никому не нужны.
А себе? Себе самим нужны? Понимаем несопоставимость случаев, но они про одно. Когда натовцы бомбили Белград, люди выходили семьями понаблюдать, как это происходит. С детьми. Они тоже «не верили». Ругали – да, кто Америку, кто власть. Но шли смотреть. Мы, к слову, тоже с детьми. Они болеют, переносят вирус на одежде и других вещах, а главное, видят пример нашего отношения к себе.
Так может, пора наконец понять (и принять), что любая борьба за жизнь связана с ограничениями, хотим мы этого или нет, и выход, который нравится не всем, это всё-таки выход.
Выход – не от хорошей жизни. Из ситуации, где смерть рука об руку с жизнью.