Качество образования // Колонка

Про образовательные инициативы


Про образовательные инициативы
Фото: gorod-plus.tv

Пока летел в самолёте, написался текст. Он вообще обо всём, а в частности про образовательные инициативы.

Школа может представлять из себя образовательный социум, способствующий образованию человека, а значит, его изменению, усложнению – развитию. И с этой точки зрения, я думаю, принципиально важна активная, а в дальнейшем и проактивная модель социальных взаимодействий. Это то, во что мы с размаху упираемся в образовательных инициативах.

В школе мало детской активности и очень мало проактивности. С активностью детей нужно уметь работать взрослым, и эти умения сами по себе не возникают.

Мало того, совокупность педагогических установок на пассивность, связанных с «я преподаю и проверяю усвоение», очень трудно изменяема.

Отсутствие умений в сочетании с неподходящими установками порождают ригидность большинства школ как образовательных инициатив. Причём решать проблему только со стороны педагогических установок или только со стороны повышения уровня умений не имеет смысла, это связанные вещи. Отсюда, мне кажется, возникает большинство разочарований как научившихся новым умениям: «я этому научился, делаю, вроде заходит, а потом ученик опять как будто заново пришёл», так и воспринявшим развивающие педагогические установки: «вроде я верно настроился, и с детьми контакт появился, а процесс не идёт, и результата нет».

И вот допустим, что есть и то и это. Вроде огромный шаг вперед. Только дальше мы натыкаемся на препятствие. Образование как процесс занимает время. Возможно, когда-нибудь биологические нанороботы смогут способствовать запоминанию конкретных фактов или даже совокупностей умений (теперь я знаю кунг-фу). Возможно. Сейчас этого нет.

Вместо этого есть цифровые технологии, исподволь оптимизирующие учебные модели, удешевляющие и до некоторой степени ускоряющие обучение. Но те же самые роботы (и никакие цифровые вещи в себе) даже в потенциале не смогут работать с человеческим развитием, обеспечивать усложнение человека.

С этим справляется только сам человек как аналоговое существо, обладающее разумом и чувствами, при этом включённое в социум. И это будет занимать время. Да, генетика, да, начальные условия накладывают свои ограничения, однако время в любом случае не перепрыгнуть. Нетерпеливость убивает образование. Излишнее ускорение ведёт к последующему торможению и даже потерям.

Образовательная инициатива нуждается не только в тактике, но и в стратегии, имеющей в основе в том числе возрастную психологию. Только не высокопарные рассуждения, а конкретные психологические феномены и грамотную работу с ними. Нельзя торопиться. И медлить не стоит. Вилка достаточно большая, чтобы не испытывать по этому поводу педагогических стрессов или от этого выгорать. И когда мы задумываемся о времени, мы приходим к третьей проблеме: в организации.

Как, собственно, организовать? Что должно быть внутри этого времени для социальных взаимодействий? Это ведь не производство человека, это его образование. Человек образовывает себя, а организация обеспечивает среду, условия, климат, рассол - назовите как угодно. Как она это делает? Здесь спрятан подводный камень.

Возьму на себя смелость утверждать, что мы некомпетентны в организации образования.

Да, мы все знаем, как это делается – вся эта классно-урочная система, все эти звонки, предметы, внедрение педагогических новаций (условных, конечно, откроешь книжку столетней давности – а там эти новации цветут и пахнут). Мы знаем, и родители наши знают, и вообще всё это в культуре. Все знают. И все некомпетентны в той или иной степени. И вот эта традиционная организация с редкими попытками преодолеть всеобщее знание о том, как надо организовать образование – то, на чем ломаются и не переходят в иное качество образовательные инициативы. Даже самые смелые, продвинутые и современные.

Важно, мне кажется, понимать, что образовательная пассивность вполне может сопровождаться активной организацией. Организация, сопровождающая активность, должна быть проактивной. Организация, сопровождающая проактивность, должна быть следующей по ступеньке.

Этой ступеньки у нас нет, и мне не очень ясно, как к ней подступиться. А возможность есть, она никуда не уходит. Только нужно соединить все вместе: установки, умения и организацию. Именно в этой последовательности. Здесь нет одного правильного ответа, что может получиться, здесь континуум решений, которые могут быть очень разными, но в любом случае основанными на этих трёх китах. Установки. Умения. Организация. И организацию не создать без установок и умений. Образовательные инициативы же, как правило, транслируют какую-то организацию, создававшуюся до этого, что-то меняют под какие-то установки, а потом ищут умелых, иногда про установки упоминая.



Новости





























































Поделиться