Учителя // Комментарий эксперта

Если деятельностные методы обучения внедрить в вузы


Если деятельностные методы обучения внедрить в вузы
Фото: ukcabb.info

После прочтения статьи потомственного педагога «Вы знали, куда шли...» я вспомнил свой давний опыт обучения в пединституте и свои первые шаги в школе. Вынужден согласиться с большей частью всех претензий к обучению в институте или университете. Хотя мне кажется, что почти в любой профессии институт не позволяет сразу начать действовать, всё равно приходится многому учиться.

К счастью, мне повезло. Свой первый опыт работы в школе я получил, работая со старшеклассниками, да ещё с теми, кто выбрал мой предмет в качестве будущей профессии. Поэтому поначалу мне даже не особо пришлось заниматься поддержанием дисциплины. И специально продумывать мотивацию для всех учеников я тоже научился позже.

В чём главная причина того, что учитель приходит в школу и на собственном опыте осваивает те премудрости, которые нужны для проведения уроков? Ответ для меня очевидный. Всё обучение и в школе, и в вузе должно быть построено на деятельностной основе, так, чтобы научить молодого человека самостоятельно учиться, ведь это ему придётся делать всю оставшуюся жизнь. В этом случае студенты смогут на собственном опыте почувствовать, как надо учиться и одновременно как надо организовать учебный процесс на уроке, попробуют себя и в роли ученика, и в роли учителя.

О полезности таких деятельностных методов преподавания мы все слышали, ведь об этом нам рассказывали ещё 40 лет назад на лекциях в пединституте.

Но даже сейчас, в эпоху интернета, когда умелый пользователь может не запоминать все факты, а в любой момент узнать о них с помощью элементарного телефона-смартфона, в аудиториях института продолжают читать лекции и проверять на экзаменах главным образом точное знание фактов.

Пофантазируем. Представим себе, что в аудитории педвуза идёт занятие по определённому специальному предмету (например, зоологии позвоночных на моём любимом биологическом факультете). Студенты по составленному ими плану работают в группе, ищут информацию в интернете, обсуждая её. Судя по всему, изучается новая незнакомая им тема, но при этом не видно никакого лектора, более взрослый мужчина или женщина (видимо, преподаватель) переходит от группы к группе и консультирует студентов в случае затруднений. Всю найденную информацию по новой теме студенты превращают в презентацию, при этом на экране компьютера схематически показан изученный материал, а все данные хорошо «упакованы» в таблицы. Во второй половине занятия каждая группа готовит краткое сообщение и объясняет всем остальным студентам разделы темы, которые она самостоятельно изучала.

А ещё оказывается, что к каждой новой теме студенты готовят краткий конспект в духе В.Ф. Шаталова, в котором они показывают, как изученную на специальном предмете в вузе тему можно преподавать в школе. Ведь в процессе такого же деятельностного занятия в школе ученики могут высказать разные версии и задать вопросы. Значит, будущий педагог должен прежде всего не только и не столько знать детали своего предмета назубок, сколько понимать важнейшие элементарные изучаемые в школе явления и закономерности и уметь их объяснить доступно любому ученику.

Вы думаете, что это фантазия? Это реальность. Только возраст участников на этом занятии другой. Это обычный урок в начальной школе, который проводится по учебникам развивающего образования.

А в массовом развивающем образовании объяснительно-иллюстративный метод преподавания применяется очень ограниченно. На смену ему приходят деятельностные и проблемные методы преподавания, в рамках которых ученики вместе с педагогом в роли помощника-консультанта (тьютора) учатся учиться самостоятельно.

Развивающее образование в начальной школе доказало свою эффективность. Благодаря широкому внедрению современных методов преподавания ученикам начальной школы РФ удалось достичь отличных результатов: начиная с 2006 года в международном исследовании качества чтения и понимания текста (PIRLS) Россия стала показывать лучшие результаты в мире.



Новости





























































Поделиться