«Вы знали, куда шли!» – эти слова мы обычно слышим, когда жалуемся на свою тяжкую долю. А знали ли мы на самом деле, куда шли, устраиваясь на работу в школу? Эта статья в большей степени относится к молодым специалистам и тем, кому еще есть куда пойти работать кроме школы.
Я как потомственный учитель с детства ощутил все тяготы и лишения жизни с педагогом (об этом в другой статье, как-нибудь потом).
Но даже я, когда устраивался в школу, не знал в полной мере, что меня ждет.
Даже получив диплом учителя по какому-нибудь предмету, получив все оценки и все зачеты, выпускник не знает, что и как ему нужно делать в школе. Даже если он хорошо учился, не работал официантом вместо учебы, не зависал по клубам и барам, ходил на лекции – это еще не значит, что он хороший специалист. Максимум, что про такого человека можно сказать – он получил необходимые знания для работы в школе. В других профессиях все попроще. Инженер-конструктор знает, что он будет делать на заводе. Врач знает, что он будет делать в больнице, и т.д. Если к ним лезет начальство с требованиями сделать то, чему их не учили, что не прописано в договоре, такое начальство бывает послано далеко и надолго.
Итак, почему учитель не знает, куда пришел:
1. Педагогика, которую проходят в университетах учителя, бесполезна на практике. Вы когда-нибудь пользовались приемами, про которые вам рассказывали на лекциях? Бабулька, которая вела у меня педагогику, говорила, что расхулиганившегося подростка нужно погладить по голове, и он успокоится! Сейчас за такое и посадить могут. Школьники неприкосновенны.
2. Вытекает из первого: выпускник не знает, что делать с расхулиганившимися детьми. Люди со слабой психикой убегают в слезах с урока, с сильной – пытаются их подавить, ругаются, могут ударить. Оба в школе не задержатся. Здесь нужна гибкость, а она появляется только со временем.
3. Быть классным руководителем не учат в университете. Вот, некоторые приходят, и, пока не знают что к чему, директор сразу сует им классное руководство. Поработав год в школе, молодой специалист уже, скорее всего, добровольно к.р. не возьмет.
4. Вытекает из третьего. К прямым обязанностям – учить детей – добавляется еще больше неоговоренных обязанностей. В каникулы ты – вожатый и маляр-штукатур, на ЕГЭ – организатор ППЭ, во время учебы – воспитатель, тамада и педагог доп. образования. На выездах класса – организатор, экскурсовод и мамка в одном лице.
5. Не учат заполнять бумажки. В том числе и журналы. Нам на практике даже оценки запрещали ставить в журнал. А уж как составлять программы, рассказать вообще никто не может. Университетские преподаватели страшно далеки от этого, да и предмета такого нет. Даже для опытных учителей это проблема. Программы меняются чуть ли не каждый год!
6. Самое главное! Не учат работать с людьми! Психология, также как и педагогика, преподается абы как. Не всем людям подходит работа с людьми. Нужно же как-то человека приспособить к профессии учителя. Этого не делается вообще!
Вывод: в университете не научат быть учителем, до этого придется дойти самому. Максимум, на что приходится рассчитывать – знания по предмету. Поэтому выражение «Вы знали, на что шли» к профессии учителя не относится. Вот в первые годы и происходит ломка представлений. Кто-то ее переживает – остается, а кто-то и уходит. Как сказал один премьер, «Есть места, где деньги можно заработать быстрее и лучше».
Потомственный учитель