ФГОС // Расшифровка

Александр Адамский: «Образовательные стандарты я бы не трогал лет десять»


Александр Адамский: «Образовательные стандарты я бы не трогал лет десять»
Фото: Дмитрий Карпушев

Введение школьных стандартов всё ближе и реальнее, работа над ними шла почти два года. Главное отличие от существующей версии заключается в том, что впервые прописано содержание по каждому предмету. Авторы считают, что такая программа позволит ученикам лучше подготовиться к поступлению в высшие учебные заведения. Родители же в свою очередь опасаются, не увеличит ли это нагрузку на детей. Об этом и не только наша коллега Анастасия Чернобровина говорила с научным руководителем Института проблем образовательной политики «Эврика» Александром Адамским.

– Александр Изотович, доброе утро. С наступающим Вас старым Новым годом. Год начался. Появляется новая информация. Опять заговорили о том, что скоро появятся новые образовательные стандарты. У меня маленький ребёнок, ещё не пошёл в школу, а я уже паникую: что было не так и почему вы снова всё меняете. Почему нельзя устаканиться на несколько лет, 10–15–20, и посмотреть, что из этого получается, как развивается и образовывается ребёнок. Это нормальное моё состояние?

– Абсолютно. Если Минпрос свою задумку приведёт в жизнь, то систему начнёт очень сильно лихорадить, ведь они задумали внести изменения в стандарт якобы для того, чтобы там конкретизировать содержание, имея в виду под этим, чтобы по каждому учебному предмету было введено в стандарт тематическое планирование, все произведения, которые должны были знать, и т.д. Это первый сюжет. А второй сюжет – после начальной школы чтобы это всё проверялось каждый год. Третий – под это будет подстраиваться ЕГЭ. То есть ЕГЭ вернётся в проверку того, что запомнил ребёнок.

– А что, ЕГЭ сейчас творческий?

– Всё-таки в течение многих лет ЕГЭ в сторону творчества, мышления. А четвёртый момент, связанный с этими изменениями в стандарт, в том, что там огромное количество обязательных требований к материально-техническому снабжению школ.

– И это в ужас вводит не родителей, а тех, кто содержит эту школу.

– Совершенно верно. Лучше бы интернет был хороший за эти же деньги или повышение зарплаты учителям, у которых нагрузка, если этот стандарт будет введён (я очень надеюсь, что он не будет введён) возрастёт, как и нагрузка на детей.

– Но сейчас образовательные стандарты, с точки зрения вашей экспертной оценки, нормальные? Может, их не трогать?

– Очень хорошие, я их не трогал бы ещё лет 10 как минимум. Там есть результат. Что вы должны понимать про этот культурно-исторический этап, например?

– А может, мы упускаем какую-нибудь информацию? Может, ещё не донесли или, может, Вы знаете, не говорите. Если готовимся к такому образовательному стандарту, наверное, должны повысить зарплату учителю, чтобы он вдохновился на такую нагрузку свою? Может, на оборудование есть деньги у государства?

– Это ещё более печальная тема, потому что у нас в стране, к сожалению, нет даже общей оплаты труда. Очень высокий разрыв в заработной плате, очень высокий разрыв в условиях, инфраструктуре.

– Потом повышение квалификации необходимо. Может, на это деньги потратить?

– Вы сейчас задаёте очень хороший вопрос, потому что на самом деле связать между собой повышение квалификации, аттестацию учителей, систему оплаты труда, тот же самый стандарт, это всё разорвано между собой. Система фактически деинституционализирована. И всё громче раздаются голоса о том, что нам нужно в принципе пересмотреть методологию образовательных стандартов.

– Это самый важный момент. На мои вопросы ответил научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский.



Новости





























































Поделиться