Педагогика // Тема дня

Манифест педагогической революции


5 января в 1984 года в «Учительской газете» был опубликован проект реформы советской школы. Основной, как бы мы сейчас сказали, «проблематикой» объявлялась оторванность от жизни, слабый уровень подготовки к профессиональной жизни, ну и традиционно низкий уровень статуса учителя и вообще его (учителя) бедственное положение.

Здесь обязательно, как мне кажется, нужно вспомнить, что Владимир Ульянов (Ленин), главный революционер и лидер советской власти с 1917, за год до смерти, в январе 1923 года написал статью «Странички из дневника». В целом она была посвящена переходу к новой экономической политике, но там была фраза, которая стала лозунгом образовательной политики на десятилетия: «Народный учитель должен у нас быть поставлен на такую высоту, на которой он никогла не стоял и не стоит и не может стоять в буржуазном обществе». Этот лозунг, как и все остальные большевистские лозунги, сегодня выглядит смехотворным на фоне зарплат и социальных благ учителей в других странах. Но образовательная политика всегда была в фокусе партийных органов. И надо сказать, что структурные решения, как правило, исполнялись. В каких целях и под какие задачи – другое дело.

Поэтому, когда были опубликованы материалы для общественного обсуждения, это вызвало, как тогда говорили, «широкий отклик». На этапе подготовки этого шага – широко обсудить реформу советского образования – партийные органы назначили талантливого 51-летнего журналиста Владимира Матвеева, в тот момент главного редактора детского журнала «Мурзилка», руководить ведомственной «Учительской газетой», которая была благодаря централизованной разнарядке распространенной (в 1970-е годы – 1,5 млн экземпляров), но практически не влияла на настроение учителей. А уж тем более общества. За пределами кабинетов ее мало кто читал, правда, почти в каждой учительской лежали пыльные подшивки, я это прекрасно помню.

Когда в январе решено было опубликовать проект реформы, В.Ф. Матвееву было поручено через вверенное ему издание осуществить широкое профессиональное обсуждение.

И это привело к непредсказуемым результатам.

Матвеев принялся решать поставленную задачу не просто добросовестно, как солдат партии, каким он и был, но с энтузиастом талантливого журналиста и педагога, с усердием тонкого знатока реальной ситуации в советской школе, гуманиста и сторонника коллективного творческого воспитания. А главное – в нем проснулся трибун и общественный лидер.

За три месяца этого обсуждения «Учительская газета» превратилась в гайд-парк учительских дискуссий и на четыре года стала центром реформ, вытеснив и Министерство просвещения.

12 апреля 1984 года Верховный Совет СССР принял постановление «Об основных направлениях реформ общеобразовательной и профессиональной школы». И вдруг оказалось, что собранные за три месяца предложения «широкой общественности» стали частью, хоть и отредактированные «под цековский формат», как тогда говорили, итогового документа.

Это было как снег на голову в разгаре лета.

Поначалу все были довольны – и люди в ЦК партии, которые несомненно стояли за всем этим проектом, и авторы предложений. Оказалось, что дискусии, и споры, и идеи – могут осуществиться!

В 1985 году Матвеев решился на рискованный для него ход – пригласил в газету писателя и «абстрактного гуманиста», как писали оппоненты, Симона Соловейчика, знаменитого журналиста, атвора книг и пьес, статей про Сухомлинского и Шаталова, создателя легендарного «Алого паруса» в «Комсомольской правде».

Это приглашение означало заявку на официальное утверждение курса, направления не только газеты, а всей идеологической работы по реформированию школы. Ребенок – в центре, учитель – свободный, «перекрывать кислород» – не дадим!

«Кураторы» Матвеева согласовали приглашение Соловейчика, правда, поставили условие не расширять штатное расписание газеты, а найти неприметную должность. И знаменитый писатель, самый талантливый педагогический журналист стал «специальным корреспондентом» (не обозревателем, не заместителем главного редактора) ведомственной (после «Комсомольской правды») «Учительской газеты».

Тогда же, в 1985 году, мы организовали первые клубы творческой педагогики «Эврика», газета стала пропагандистом и организатором инновационной творческой активности учителей, родителей, ученых и фактически превратилась в институт управления школой.

Как и было обещано, заслуги издания органы оценили высоко, и в январе 1989 года она стала уже не ведомственным органом, а газетой ЦК КПСС. Правда, с одним условием – сменой главного редактора.

Потом наступили 1990-е годы – годы расцвета педагогики и образования в России, но это уже другая история.

А 21 октября 1989 года Владимир Матвеев умер, возможно – после длительной командировки в Чернобыль, возможно – от других обстоятельств.

А 18 октября 1996 года умер любимый учитель Симон Соловейчик, через 10 лет после публикации «Педагогики сотрудничества». Ему было 66 лет. Я сегодня старше, чем он.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube